Кризисное ускорение

Евгений АМАН: «Главное сегодня - оторвать чиновников от бизнеса»

Галина КАТКОВА

Важнейшие кодексы будут приняты до конца года

Вообще должен быть принят целый пакет законов, создание которых продиктовано необходимостью «купировать» кризисные явления в экономике и финансах. Уже только поэтому все они будут иметь особое значение для бизнеса. Некоторые, сегодня одобренные депутатами, с точки зрения вчерашних законодательных традиций содержат просто революционные нормы. «Надо было осмелиться...» - комментирует их сенатор Евгений АМАН.

 - Евгений Иосифович, говорят, в Парламенте цейтнот?

 - Осенью всегда напряженный график работы. В прошлом году тоже в октябре-ноябре корректировку бюджета 2007 года пришлось проводить - должны были среагировать на кризисные проявления в мировой финансовой системе... Мы с правительством способны оперативно вмешиваться в процесс. Иногда, если ситуация того требует,  может быть в нарушение регламентных норм. Процедура принятия закона длительная. Только в Сенате проект может находиться 60 дней.  Но мы способны принять законопроект за 2-3 недели.  

 - Будут ли приняты до конца года Бюджетный и Налоговый кодексы? Часть предпринимателей считает последний «сырым».

  - Безусловно, будут, причем это плановая работа. Президент должен получить законы к 1 декабря. Проекты корректируются в Парламенте. Что касается Налогового кодекса, то принципиальные вещи в нем, касающиеся корпоративного налога, снижения НДС, снижения соцналога, сохранены. Есть вопрос по налогу на имущество, который журналисты окрестили «налогом на роскошь». Сейчас, например, недвижимость начинает падать в цене, и эта норма не очень важна. Но она будет присутстовать...

У главы государства была инициатива - направить $10 млрд на поддерку кредитозавимых отраслей. Часть средств необходимо было изыскать в рамках корректируемого бюджета-2008. Правительство здесь ориентировалось на администраторов тех  бюджетных программ, которые могут подождать. Например,  Комитет по строительству запрашивал регионы: какое количество средств, запланированных на программу арендного жилья, можно было бы снять и  перераспределить. Повторяю,  программа не сворачивается, но ее исполнение затормозилось - это факт. Слишком долго шли финансовые процедуры, выделялись средства.

  - Есть мнение, что «торможение» по ряду программ связано с действием закона о госзакупках.

  - Да, стремясь минимизировать коррупционную составляющую, процесс страшно зарегламентировали. В итоге и эффективность в борьбе с коррупцией невысокая, и машина госзакупок работает с колоссальными сбоями. Пытаются провести тендер - не пришло нужное количество участников или кто-то из них подал жалобу, и все развалилось. Мы уже столько раз пытались совершенствовать закон, что стало ясно: нужно осмелиться на кардинальные перемены. В рамках нынешнего финансового года мы примем новый закон. На мой взгляд, правильный путь - когда понятно, кто берет на себя ответственность за цены, кто принимает решение. Очень смелое предложение сделал президент: для национальных холдингов и компаний отменяется процедура госзакупок. Это еще один способ обеспечивать оперативность в принятии решений.

  - А главный способ обеспечить - это объединить их все в огромную структуру?

  - Государство имеет определенное количество активов. Первое - активы в виде финансовых институтов, фондов, которые мы накачали бюджетными деньгами. Все они, объединенные в ФУР «Казына», призваны был,  используя потенциал нефтедолларов, запускать в экономике самые капиталоемкие, длительные проекты. Такие, на которые в порядке частной инициативы ни у какого бизнеса сил не хватит.

Второй вид активов - это национальные компании со 100-процентным участием государства. Потом появились СПК. И еще более ощутимой стала проблема стыковок между всеми этими структурами и проблема эффективности использования ими бюджетных денег.

Недавно в газете «Бизнес и власть» была статья о том, как использовались средства, например, в Инвестиционном фонде. Практически ни один из проектов не оказался рентабельным, некоторые уже пошли на банкротство. И спросить не с кого. В советах директоров этих фондов то один замминистра, то другой. Придут, на бегу послушают, покивают... Было время, они там еще и зарплату получали. Депутаты обрезали эту возможность. Но мы не успевали лица запоминать, так быстро они менялись. Есть острейшая необходимость выстроить другую систему управления госактивами. В ней главное - оторвать бизнес от власти. Сегодня и в «Самруке», и в «Казыне» уже есть нанятые иностранные менеджеры с опытом управления транснациональными компаниями.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА