Транзитный путь в Афганистан
«Немецкая волна»
27 октября пресс-служба Министерства обороны Казахстана распространила официальную информацию об итогах встречи министра обороны страны Даниала Ахметова с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером, прошедшей в Брюсселе (причем переговоры прошли уже чуть ли не две недели назад).
Кроме того, со ссылкой на интервью Ахметова изданию New Europe сообщается, что Астана рассматривает возможность увеличения поддержки операции международных сил содействия безопасности, проводимой в Афганистане. В основном речь идет об условиях для организации железнодорожного транзита грузов международных сил в Афганистан. Рассматривается вопрос об участии казахстанских офицеров в работе госпиталей и штаб-квартиры международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане.
Стоит заметить, что казахстанские электронные СМИ весьма сдержанно отреагировали на сообщение пресс-службы министерства обороны. Они напомнили, что 21 октября Астана вывела свой инженерно-саперный отряд с территории Ирака, тем самым завершив миротворческую деятельность вооруженных сил Казахстана в этой стране. Как отметил в разговоре с корреспондентом «Немецкой волны» казахстанский военный эксперт, пожелавший публично не называть своего имени, вывод подразделений КазБата и почти двухнедельная задержка с публикацией итогов прошедших переговоров в штаб-квартире НАТО очень тесно связаны между собой. Все это время, считает казахстанский военный эксперт, шли напряженные консультации между Астаной и Москвой.
Судя по всему, Кремль, учитывая серьезные осложнения, возникшие после известных событий на Кавказе, мог возразить перспективе переброски по российской железной дороге значительного количества военных грузов НАТО только потому, что с этим согласился Казахстан. И, возможно, именно по этой причине министр иностранных дел России Сергей Лавров 16 и 17 октября провел целую серию встреч с рядом руководителей Казахстана, всякий раз обращая особое внимание на ситуацию, сложившуюся после конфликта на Кавказе.
Что касается альтернативного российскому железнодорожному пути через Грузию и Азербайджан по Каспию на казахстанский порт Актау, то он в силу своей слабой пропускной способности не выглядит столь привлекательным, подчеркнул казахстанский военный эксперт. В любом случае, появление запоздалого сообщения от пресс-службы Министерства обороны Казахстана говорит о том, что Астана все же приняла окончательное решение, даже несмотря на возможные возражения со стороны России.
Не последнюю роль в этом играет кризис в экономике Казахстана. Не исключено, заметил военный эксперт, что за счет транзита грузов МССБ железнодорожным путем Астана рассчитывает получить не только значительные поступления в бюджет, но и попытаться отсрочить выплату более $100 млрд своего внешнего долга кредиторам США и Европы. Правда, остается еще договориться с Узбекистаном, который непосредственно граничит с Афганистаном. Насколько известно, пока Ташкент официально не объявлял о достижении подобных соглашений с НАТО.
Материалы номера