Луч солнца золотого тьмы скрыла пелена
mk.ru, mignews.ru, newizv.ru
Публика так и не увидела его немощным, больным, с голосом, звучание которого выдавало бы какие-то ему одному слышные возрастные изменения. Его баритон в нашей памяти остался божественным, техника - безупречной, а сам он - благородным, стильным красавцем. В Муслиме Магомаеве, написала "Российская газета", как ни в одном певце, странным образом сочетались и державность, и мужское обаяние, и советский масштаб и пронзительная нежность. Он давно покинул сцену, но по-прежнему оставался любимым певцом. Популярность проходит, настоящая слава - никогда.
"Пусть меня запомнят поющим..."
Эта фраза в разных вариациях звучит во многих интервью Магомаева. Принциальная позиция - уйти со сцены молодым, не вызывающим жалость, может быть, все-таки слишком рано лишила публику счастья непосредственно общаться с изумительным певцом. В прошлом году 17 августа ему исполнилось 65. Вот предъюбилейные ответы корреспонденту "Известий".
- Муслим
Магометович, где егодня можно увидеть и услышать вас?
- Практически нигде. Я редко выхожу даже из дома. Общаюсь только с узким кругом
друзей. А с поклонниками поддерживаю связь через интернет-сайт.
- А выйти опять на сцену и выступить с сольным концертом?
- Нет, сколько можно?! Да я и раньше не частил с выступлениями.
- Ни на корпоративах, ни в клубных вечеринках не участвуете?
- Я давно сказал, что ухожу. Лучше достойно уйти, когда тебя помнят поющим. А
зачем опять возвращаться, как делают некоторые мои коллеги? Нет, ради бога! Их
право! Я уважаю Лемешева, которого все запомнили поющим, несмотря на годы. И
поющим очень хорошо. Помню еще Марка Осиповича Рейзена, нашего соседа. Человеку
было 85, а он вышел и спел Гремина в «Евгении Онегине». И спел очень достойно.
Я никак не мог понять - как это можно? Столько лет быть на сцене, сохранить
голос, сохранить желание петь.
У меня, к сожалению, давно уже нет желания. Потому что я по натуре, простите за
сравнение, соловей: хочу - пою, не хочу - не пою.
- А Иосифу Давыдовичу поется всегда?
- Получается так. Дело в том, что Кобзон сейчас поет не хуже, чем пел 20 лет
назад. Таким же голосом, с таким же настроением, так же на сцене сопереживает.
Дита (Эдита Пьеха) тоже поет. И дай им бог! Я свое уже отпел. Недавно очень
известный и состоятельный человек попросил меня выступить в маленьком клубе для
ограниченного круга друзей. Никто об этом якобы не будет знать. Я сказал: «Я
буду об этом знать и перестану себя уважать».
- Но многие выступают с удовольствием и помногу.
- Да, там хорошо платят, но мне это не нужно.
- Пенсия народного артиста СССР позволяет
вам нормально существовать?
- У меня никакой пенсии в России нет.
Да и прописка появилась не так давно. Я всю жизнь прожил в Москве как бакинец
(смеется), женатый на москвичке Тамаре Синявской. И гражданство России получил
сравнительно недавно.
- Вы не ведете концертную деятельность, не получаете пенсию. А вокруг все
дорожает...
- В свое время нам очень помог Гейдар Алиевич Алиев. С тех пор ежемесячно
получаем из Баку некую премию. Это не пенсия, а своего рода жест государства за
популяризацию республики и народа. А Ильгам Гейдарович (нынешний президент
Азербайджана) не только не собирается отменять решение своего отца, а,
наоборот, даже прибавил нескольким деятелям искусства,
которые внесли наибольший вклад в развитие культуры государства.
- Российские звезды на равных соревнуются сегодня на «Евровидении», хотя
дома их не понимают и считают, что эстрада у нас не на взлете.
- О чем вы говорите? Я в свое время не понимал Утесова. Мне нравились
поющие артисты театра и кино Бернес, Трошин, очень нравилась Шульженко. Как она
играла голосом! Это было целое представление, шоу! Но это совсем другая эпоха.
А с Утесовым мы позже подружились... Я делал интервью с известными людьми. И
вот звоню Утесову, приглашаю его на радио. Он со мной разговаривает как-то
сдержанно. Потом говорит: «Хорошо, я приду. К которому часу?» Сижу, жду.
Смотрю, заходит. Как-то осторожно, крадучись и подозрительно оглядывается по
сторонам. Я встал, иду навстречу. А он как-то радостно так говорит: «Слава
богу, я считал, что меня разыгрывают. Зачем, думаю, я понадобился Магомаеву?»
Было очень смешно. Мы проговорили почти два часа. Времени еле хватило,
настолько было интересно его слушать. Нам понадобилась большая передача, после
чего я совсем иначе стал воспринимать Леонида Осиповича.
Я совершенно не осуждаю публику. Сейчас другая музыка, другое абсолютно все. И
нет гарантии, что дальше на сцене не появится что-то вообще непонятное,
несуразное, которое будет нравиться массам. Поэтому никогда нельзя говорить: «В
наше время было хорошо, а сейчас плохо». Потому что может быть еще хуже.
- С бывшими коллегами поддерживаете отношения?
- Часто общаемся с Левой Лещенко, Володей Винокуром, с Кобзоном. С Аллой
Борисовной поддерживаю связь... Я-то ушел, но многие остались и до сих пор
никак не желают покидать сцену. Я мог бы выступать и сегодня. Подобрать себе
репертуарчик - с голосом все в порядке. Петь, слава богу, могу. Но на сцену
выходить больше не желаю. Пусть меня запомнят таким, каким я был...
Антисоветчик,
оставшийся в СССР
Магомаев обрел
популярность совсем молодым: в 20 - бешеный успех сначала на Всемирном
фестивале молодежи и студентов в Хельсинки с "Бухенвальдским набатом"
и "Хотят ли русские войны", затем почти сразу же в Москве. В 23 -
стажировка в «Ла Скала». Едва исполнилось 30 - стал народным артистом СССР,
минуя звание народного артиста Азербайджана. На его концерты рвались миллионы,
его машину носили на руках. Ему благоволили и простые граждане, и власти.
Вполне возможно, что именно благодаря таким звездам, как Магомаев, советские
лидеры ковали свое пресловутое народное единство. Муслиму верили, к нему
прислушивались. Откуда он взялся, такой?
- Дом наш в Баку был очень простой. Дядя, заменивший мне папу (отец Муслима Магометовича погиб на фронте за два дня до Победы), жил скромно, хотя и занимал высокий пост - зампред Совета министров Азербайджана. Все дни он проводил на работе, а нами, детьми, занималась бабушка. Бабушки же все одинаковые - обожают внуков, прощая им любые шалости. А я был страшный хулиган! Мы носились по двору как ненормальные, «тарзанили» - тогда только-только вышел фильм «Тарзан». И вот я полез на дерево, скакал с ветки на ветку, пока не упал и не сломал левую руку. Врачи меня пожалели - наложили лёгкий гипс и сказали: «Веди себя тихо!» Какое там тихо! В конце концов рука срослась неправильно. А меня готовили к карьере пианиста! Снова в больнице мне сломали руку и на этот раз наложили уже такой гипс - словно на всю жизнь! Слава богу, на мои способности музицировать эта травма не повлияла. А лет в 14-15 как начал петь, так начал умнеть (смеётся).
...Всю жизнь был антисоветчиком, мечтал о том, чтобы наша жизнь изменилась. Чтобы мы перестали кланяться чиновникам, чтобы могли петь то, что нам хотелось, а не то, что утверждали нам партийные комиссии.
В какой-то момент стало понятно: дальше страна так жить не сможет. Об этом кричали витрины магазинов, где, кроме банок с соком, больше ничего не было... Я всё думал: «Господи, ну когдаже, наконец, начнётся свободная жизнь?!» Но, видимо, как-то очень резко всё произошло - наступление нашего своеобразного капитализма. Это как после музыки Моцарта взять и врезать Шнитке. Разница будет такойже шокирующей. Не хочу определять, какая жизнь - та или нынешняя - была Моцартом, а какая Шнитке. Я просто говорю о контрастах, о том, что менять всё надо было постепенно, народ оказался к этому не готов. Я человек неунывающий, верю, что всё это устоится. Но сколько времени на это потребуется... Только Господь Бог знает.
...Сиюминутная слава - это, конечно, приятно. И когда артисты говорят: «Мне всё равно, любят меня или не любят!» - врут они! Причём нагло. Каждому артисту приятно, когда ему аплодируют, когда его ждут у входа, просят автографы. Правда, когда машину поднимают, - это уж чересчур (смеётся).
Но все эти звёзды, которые сегодня модно вмуровывать в асфальт, - это же глупость! Ну, закатали их. И ходит народ, твоё имя ногами топчет. Зачем это нужно? Я очень верующий человек. Все мы на этой земле - временщики. За свои дела каждый из нас будет отвечать там, на небесах. А земная мишура - она уйдёт.
Магомаев предпочел остаться в той стране, которая дала ему имя и вознесла до невиданных высот. Он так и не почувствовал себя частью новой индустрии развлечений. Когда пришла волна ностальгии по советской музыке, в этой волне оказались многие эстрадные герои прежних лет. Пенку сняли все, кроме него.
Подробности
В репертуаре Магомаева было около 600 произведений - от оперных партий до песенки Трубадура из "Бременских музыкантов". Он был очень разносторонне одаренным человеком: даже делал передачи на радио и ТВ, сам писал музыку, рисовал, виртуозно аккомпанировал своей жене, солистке Большого театра Тамаре Синявской. В последние годы у него стало сдавать сердце - развилась ишемическая болезнь, атеросклероз сосудов. Тем не менее он продолжал оставаться заядлым курильщиком. За несколько дней до смерти Магомаеву выполнили операцию по стентированию сосудов. Все надеялись на лучшее.
Фото
Материалы номера