Жестокие игры на школьных дворах

Сегодня внутришкольная жизнь организуется скорее по понятиям, чем по педагогическим правилам

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhogray@ng.kz
Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz

Жесткий плен у школьных стен

Драк, вымогательств и несчастных случаев среди школьников становится больше

В начале октября во дворе благополучной костанайской СШ №2 была предотвращена четвертая в этом году массовая  драка костанайских школьников. И это - официальная, далеко не полная статистика. Традиционные выяснения отношений подростков при помощи кулаков, вымогательство, продажа наркотиков стали будничным явлением школьной жизни. Директора школ утверждают, что виновато общество. Полицейские возлагают ответственность на родителей. А школьники продолжают жить своей жизнью, устои которой напоминают  скорее зону, чем цивильное общество.

Жесткая вертикаль

 - Выше всех в классе сидят авторитеты, - говорит девятиклассница Дина из Житикары, - авторитеты делятся на низших и высших. Статус зависит от кармана родственников и от того, как двигается по школе ребенок. Под авторитетами ходят  «ботаники» (те, кто хорошо учится), «стукачи» (пойманные или заподозренные в жалобах педагогам или родителям) и «шестерки» или «лохи» (те, кто находится под влиянием авторитетов, выполняет их указания).

Силу и власть в школе доказывают кулаками. Дина, к примеру, выбивала свой авторитет  в драках. Ее подруга Алена тоже неоднократно принимала участие в побоищах. Обе хорошо известны сотрудникам ЦВИАРНа (центра временной изоляции и адаптации несовершеннолетних).

- Мне не понравилась одна девчонка. Я ее пыталась задеть. Вызвала на разборки, - рассказывает Алена, - она собрала свою толпу, я свою. Выясняли отношения после уроков за стенами школы. В итоге мы их побили.

- А что делать, если на уроках жизнь идет по правилам, а на переменах по понятиям? - удивляется Дина. - Так не только в нашей школе устроено.

Взаимоотношения авторитетов с низшими слоями класса складываются по-разному. Тяжелее всего новичкам. Как правило, их проверяют на стойкость. Выдержишь прессинг - будут тебя уважать. Пожалуешься классному руководителю или родителям - могут поставить на счетчик.

Неписаные правила школьных тусовок жестки и жестоки не по-детски. Можно делать вид, что мы, взрослые, об этом не знаем, но правда жизни все громче стучит в нашу дверь.

  - Одну девочку в нашей школе во время занятий в мужском туалете десятиклассники пустили по кругу. Снимали на мобилу, - отметила Дина. - Затем видео скачивали остальные школьники. Девочку зачморили. 

Вымогательство в школах - почти норма жизни. С ним в большей или меньшей мере сталкивается практически каждый ребенок. Не каждый об этом рассказывает дома, потому что  боится быть записанным в стукачи.

Стоимость спичечного коробка анаши нашему корреспонденту охотно сообщили 8 из 20 опрошенных костанайских школьника в возрасте от 13 до 17 лет.

Все под контролем?

По словам начальника отдела по делам несовершеннолетних ДВД Александра ПОРОХОВОГО, участковые школьные инспекторы ситуацию контролируют.

 - Я не считаю, что у нас школы настолько криминальные. Это не система, а единичные случаи. Не стоит забывать, что это рассказывают дети. Они могут все приукрасить, - отметил Пороховой. - В этом году мы предотвратили 4 массовые драки: 9 января, 16 апреля, 5 мая и 10 октября. Особых поводов для них не было.

Узнают оперативную информацию полицейские от учеников школ, которые не боятся вступить в борьбу со школьными понятиями авторитетов.

 - В своей школе я знаю всех детей, которые могут совершить правонарушения, - отметил участковый инспектор по делам несовершеннолетних СШ№5 Мустафа АХМЕДОВ. - Я провожу индивидуальные беседы с трудными подростками, приглашаю родителей, взаимодействую со школьным психологом и классными руководителями. Дети не боятся обращаться ко мне с жалобами. Как правило, приходят учащиеся 7-9 классов.

Именно в этой школе учился четырнадцатилетний Егор Маркелов, которого месяц назад обнаружили повесившимся в лесопосадке. Как рассказал «НГ» отец мальчика, в последнее время сын не хотел ходить в школу.

- Просил перевести его хотя бы в другой класс, - утверждает Федор МАРКЕЛОВ. - Я просил, чтобы он рассказал о своих проблемах. Если они серьезные, то перевод в другой класс ничего не решит. Школа ведь одна. А потом завучи объяснили, что перевод займет много времени.

Отец не раз сидел на уроках вместе с сыном. Говорит, девчонки спокойно играют с сотовыми телефонами, мальчишки занимаются своими делами. Учителя никто не слушает.

-  В прошлом году класс Егора вообще остался беспризорным, - говорит Федор. - Классная ушла, постоянной замены не было. Пойдешь в школу что-то решать - никто ничего не знает. Все, что мог услышать:  «Он  у вас прогульщик, не хочет учиться». Так я и приходил, чтобы разобраться, почему эти прогулы. Реакции не было.

В день, когда Егор пропал, он запросто ушел с урока биологии. Отцу непонятно, как возможно, чтобы ребенка никто не остановил.

- Я учился в советское время, - говорит Маркелов, - в туалет боялись отпроситься с урока. А тут не пришел ребенок, никто даже не интересуется. Сколько раз подвозил его в школу. Прямо на крыльце стоят курят и мальчики, и девочки. Разве это нормально для школы?

Заместитель директора по воспитательной работе СШ №5 Ирина МАЙБОРОДИНА считает, что с советских времен школьники абсолютно не изменились.

- Я работаю в школе много лет, - отметила она. - Не замечаю особой жестокости у детей. У нас треть школы - мальчики-кадеты, которые служат для всех примером. У них в кодексе прописаны правила поведения, на них все стараются равняться.

Как говорит Майбородина, в школе есть ящик доверия, телефоны, по которым можно позвонить попавшим в трудную ситуацию. Правда, звонков не бывает, а письма поступают редко.

- Ребята почти не открываются ни нам, ни дома, - признает Ирина Майбородина. - Но по большому счету рэкета и вымогательства сейчас меньше. Такая проблема остро не стоит.

Вымогательство - на поток

Далеко не все родители согласны с таким заявлением. Детей переводят в другие школы и из кадетских классов, и из классов с углубленным изучением предметов, где по определению, казалось бы, учатся в основном «ботаники». Неофициально и причины называют:  несложившиеся отношения внутри детского коллектива, в том числе и вымогательство.

Директор школы № 5 Валерий РУСИНОВ считает, что в их школе драки практически невозможны. Если что и происходит - то вне школы.

- 1,5 - 2 года назад у нашего кадета вымогали деньги, - говорит Русинов, - мы быстро довели дело до полиции. Она произвела задержание. Оба ученики нашей школы - старшеклассник вымогал деньги у младшего по возрасту. С тех пор подобные ситуации - редкость.

Так ли это? Ответить могли бы дети, такие, как покойный Егор. Но они предпочитают молчать и не идут против системы. На что следует обратить внимание, чтобы вовремя понять: ваш ребенок в опасности.  Первые признаки - нежелание под любым предлогом идти в школу, апатия. Нежелание брать деньги даже на школьные завтраки. Установить доверительные отношения с ребенком крайне сложно в таких случаях. Школьник уверен, что взрослый ему в такой ситуации помочь не сможет, разве что навредит нетактичным вмешательством.

- Школа должна воспитывать духовность, - считает директор физико-математического лицея Сергей БОГДАНЧИКОВ. - Сейчас детская жестокость пугает. Если мы с учениками ведем разговоры на эти темы, то объясняем, что к кулакам прибегают, когда не хватает интеллекта разобраться цивилизованно. Драки были всегда, но были неписаные правила: всегда дрались либо до первой крови, либо до тех пор, пока кто-то кого-то не свалит. Потом остальные не дадут навалиться. Сейчас толпа подстрекает. Дети входят в азарт, и сами не соображают, что делают.

По словам Богданчикова, недавно в их школе случился конфликт между учениками 5 - 7 классов. Взрослый папа привел в школу родственников разбираться с ребенком.

- За любой проступок обязательно должно быть наказание, - говорит директор. - Пусть моральное: беседа с классным руководителем, завучем, разговор с директором.  Профилактические мероприятия, которые проводятся в школах, не совсем действенны, потому что не решают проблемы досуга детей вне школы.  Пугает проблема вымогательства в подростковой среде. Ощущение, что оно поставлено на поток. Когда в нашей школе что-нибудь подобное происходит и мы предпринимаем определенные шаги, я вижу ответную реакцию. Она достаточно организованная, это настораживает.

Доказать факт вымогательства очень сложно. Завуч СШ№11 Орынбасар БОТАНБЕКОВА считает, что дети воспринимают все по-разному. 

  - К ребенку подходят и говорят - дай 3 тенге. Один считает, что у него попросили в долг, другой, что деньги «выбили», - сообщила Орынбасар Ботанбекова. -У нас был в школе случай с вымогательством. Мы узнали место, где у ребенка будут брать деньги. Подключали папу школьника. Но доказать факт вымогательства не смогли.

Почти в каждой школе есть ящики для писем и телефоны доверия, по которым ребенок может обратиться за помощью. Но тут многое зависит от отношений. В СШ№11 часто наведывались люди из соседних домов, чтобы вымогать деньги у школьников, рассказывает психолог СШ №11 Анжела МОИСЕЕВА.  Дети рассказали, кто приходит в школу, с какой целью. Подключили правоохранительные органы, проблему устранили. Надолго? Опять же никто не спрогнозирует. Может, и правы педагоги-оптимисты, уверяющие, что дети не изменились. Хотя... внутреннее построение класса по зэковским законам, анаша в туалетах и полицейский в школьном коридоре - это, все-таки, новинки, позаимствованные школой у общественного устройства в целом.

Справка

На 40 костанайских школ  сегодня приходится всего 16 полицейских инспекторов

Правонарушения среди школьников

Учащимися средних школ области за 9 месяцев 2008 года совершено 262 преступления. В прошлом году преступления совершили 463  школьника, в этом году - 304

ОПРОС 

Что делать, если ребенка прессингуют в школе?

Александр ПОРОХОВОЙ, начальник отдела по делам несовершеннолетних ДВД:

 - Прежде всего, ребенок должен обратиться к своему классному руководителю, объяснить ситуацию родителям, а затем уже при помощи органов внутренних дел разбираться в ситуации. Необходимо на классном часе, на общешкольном собрании поставить этот вопрос. Есть участковые инспектора по делам несовершеннолетних, которые обязаны решать эти проблемы. Необходимо проводить консультативные работы. Вести разъяснительные беседы с родителями, детьми.                                   

Валентина БЕКЕНТАЕВА, заведующая сектором мониторинга отдела образования акимата Костаная:

 - Ребенок должен поставить в известность своего классного руководителя. В школе есть социально-психологическая служба, которая обязательно поможет школьнику. Школьный совет профилактики достаточно действенный орган. В случаях, если ученика школы избивают или вымогают у него деньги, руководство учебного заведения незамедлительно обращается в правоохранительные органы. Мы знаем, что во дворе школ до начала уроков или на переменах находятся молодые люди, которые вымогают деньги у школьников. Или доводят их до дома и отбирают сотовые телефоны. Мы стараемся при  помощи полиции разбираться в таких случаях и делать все возможное, чтобы таких ситуаций больше не возникало. 

Павел ГОМЗЯКОВ, директор СШ№1:

  - Убрать причины, по которым это происходит. В данной ситуации ребенку даже не могут помочь родители. Я не раз видел, когда отец или мать школьника разводили руками и говорили, мол, а что мы можем сделать. В нашей школе нет инспектора по делам несовершеннолетних, поэтому все проблемы решает администрация. Мы проводили анкетирование среди учащихся 9 классов. В анкетах дети написали, что сталкиваются с вымогательством. Деньги вымогают у ребят их сверстники или старшеклассники. Основываясь на результатах анкетирования, с детьми работают школьный психолог и социальный педагог.

Ольга КОВАЛЕВСКАЯ, директор департамента по защите прав детей:

 - В первую очередь семья должна обратить внимание на поведение своего ребенка. Это всегда заметно. А в школе учащийся может обратиться за помощью и защитой к классному руководителю, к социальному педагогу, школьному инспектору или, ничего не боясь, зайти к директору школы. Самое главное - он должен быть уверен, что его обязательно будут защищать, и эта проблема решится. В случае отсутствия положительного разрешения вопроса защиты прав в учреждении образования, родители ребенка имеют право обратиться в орган опеки и попечительства города при отделе образования, далее в управление образования и департамент по защите прав детей.   

Сергей ЛЕЩЕНКО, руководитель военно-патриотического клуба «Альбатрос»:

- Будь я классным руководителем,  сделал бы все возможное, чтобы сплотить  учащихся в один дружный коллектив. Когда дружный класс, то прессинговать ребенка крайне сложно. Такой класс живет под девизом: «Один за всех и все - за одного». Если  ребенка все-таки прессингуют, не стоит обращаться в полицию. Иначе ребенка просто заклюют. На месте классного руководителя я бы вычислил, кто издевается над учеником, пригласил бы на беседу хулиганов и объяснил, что за этого парня заступятся и не допустят, чтобы над ним издевались.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА