Мораторий как средство стимулирования...
Владимир КРИКУН, Галина КАТКОВА, ng@ng.kz
15 октября Мажилис одобрил, 21 октября сенатский комитет по финансам и бюджету рассмотрел и тоже одобрил концептуально проект закона по вопросам устойчивости финансовой системы. Им вносятся изменения в 11 законов. 3-летний мораторий для банков на одностороннее изменение фиксированных ставок вознаграждения, увеличения фонда гарантирования депозитов до 5 млн тенге - часть этих поправок. Как оценивают их сегодня с точки зрения «антикризисности»?
Мираш ЖУМАШЕВ, директор КФ Национального банка РК:
- Три года - оптимальный срок для выхода из кризиса. Банки начнут кредитовать, у них появятся внутренние источники средств. Процент меняться не будет, значит, клиенты перестанут бояться того, что придется больше платить по кредиту. Мораторий простимулирует бизнес, предприниматели смогут составлять четкие бизнес-планы. Это хорошо как для уже действующего бизнеса, так и для открытия новых предприятий. Увеличение объема гарантирования вкладов должно отлично работать на привлечение средств населения в виде депозитов. Люди не будут забирать вклады, будут спокойно вкладывать деньги. Возможно, увеличится процентная ставка по депозитам.
Еще один источник привлечения средств - деньги национальных компаний. Президент сказал, чтобы средства, находящиеся на зарубежных счетах, переводились в Казахстан, в банки второго уровня. Речь идет о возвращении капитала во внутренний оборот. У банков появятся нормальные активы, соответственно - возможность кредитовать. Хотя точно можно сказать, что «дешевых» кредитов больше не будет.
Андрей КОВАЛЬ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории КГУ:
- Сейчас нужно любыми путями удержать инфляцию, а она «накачивается» через банки. Предпринимаемые меры, безусловно, не рыночные, банки - это частные структуры, и мораторий находится за рамками рыночного поля. Но когда разворачивается мировой кризис, то сложно действовать только рыночными мерами. Президент поставил задачу: 2 года правительству заниматься только ликвидацией последствий кризиса. Важно, чтобы из банковской сферы он не распространился на производство. Мораторий - мера не фиксирования, а регулирования рынка. В условиях кризиса это приемлемо так же, как у нас ограничиваются некоторые верхние пределы, например, цены на продукты питания, проезд в транспорте, тарифы. Увеличение объема гарантирования вкладов - способ удержать свободные деньги внутри страны и избежать того, что произошло в России, когда многие банки просто потеряли депозитные вклады не только физических, но и юридических лиц. Кроме того, это кивок государства в сторону населения, так как никаких депозитов не хватит, чтобы заниматься кредитованием или обслуживать $30 млрд внешнего долга Казахстана.
Чего ждать на фоне происходящих событий? Не исключено, что сокращения производств: нефтедобыча уже падает из-за снижения спроса. Безусловно, нужно ожидать инфляции. Хотя существуют варианты, по которым финансовый кризис не перейдет в производственную сферу. Если это удастся сделать, то последствия для нас будут минимальными. В эту борьбу из Нацфонда вкладывается $10 млрд. Все это - часть антикризисного плана Президента и правительства. Что касается населения - реальные доходы за счет инфляции могут снизиться, хотя в бюджете номинально заложен рост заработной платы.
Петр СУХИНИН, директор Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области:
- Казалось бы, мы больше всех должны приветствовать введение таких поправок, так как в курсе, во что реально встают предпринимателям постоянные изменения ставок вознаграждения по действующим кредитам. Но, думаю, эффект от моратория на практике будет значительно ниже ожидаемого. Банку, заявившему постоянный приемлемый процент годовых, ничто не помешает «скомпенсировать» его, например, ценами на свои услуги в ходе оформления кредита. И сейчас ведь многие так делают. Почитайте интервью министра индустрии и торговли Школьника. Он говорит о громадных суммах, которые вливаются в банки для помощи малому и среднему бизнесу. Под 12,5% годовых для конечного заемщика. Где вы в реальности видели такой процент? Даже если он заявлен, то в плюс к нему идут расходы на оформление: комиссия за организацию займа - 1%, комиссия за рассмотрение, комиссия за снятие наличных... Контроль нужен очень жесткий за исполнением всех этих мер. Практика показывает, что пока антикризисная помощь государства особо контролем не обременена.
Материалы номера