Танки грязи не боятся! Они по ней ездят...
Владимир КРИКУН
Капитальный ремонт и реконструкция улиц, благоустройство, новые газоны и десятки тысяч новых деревьев ежегодно. На этом фоне - традиционное, местами непролазное месиво под ногами, глубокие лужи и антисанитария в общественных местах стали настолько же привычным для нас явлением, как и оптимистичные отчеты власти о потраченных миллионах. Создается впечатление, что сугубо неодушевленная материя - грязь, живет собственной жизнью и размножается.
Люди здесь не ходят
Место действия - 9 микрорайон. Еще летом рядом с детской поликлиникой ГКП «Костанай Су» проводило земляные работы. Экскаватор вырыл глубокую яму, рабочие сделали все, что нужно, и яму закопали. В итоге, рассказывает читатель «НГ» Евгений ПОЛУЯНОВ, на месте раскопок остался марсианский пейзаж.
- За трубу спасибо, конечно, ведь от неё питались несколько домов в 9 микрорайоне, детская поликлиника и магазин. Но вот за грязь непролазную благодарить как-то язык не поворачивается. Превратили асфальтированный тротуар в жижу, которую ежедневно преодолевают школьники, мамы с колясками, «ГАЗели» с товаром и просто жители близлежащих домов.
После прошедших дождей территория напоминает танковый полигон со следами тяжелой техники. Чтобы не ездили машины, поперек пустыря прокопали ров. Домой люди теперь ходят по новому маршруту: до помойки, через дыру в заборе, по территории детской поликлиники и через ворота во двор. В десятке метров от места раскопок - контора ПКСК. Евгений Полуянов говорит, что жильцы обращались и туда, но в кооперативе только развели руками.
- Беспокоит тенденция, - делится опасениями Евгений. - Всё в том же районе есть ещё 3 таких же места - за домом №5, между домами №№ 13 и 15 (прямо напротив конторы горводоканала) и тротуар, где героически, за одну ночь, менялись исхудавшие задвижки, на которые лично приезжал посмотреть Кулагин. А на последствия взглянуть у него нет желания ? Успокаивает одно: скоро зима, и грязь замерзнет. Да и асфальтовый завод, говорят, уже не работает.
Кто убирать должен?
- Те, кто проводил работы, - однозначно говорит начальник ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Костаная» Роман КАНАВА. - После завершения работ предприятие обязано произвести благоустройство территории. Засыпать землю, насыпать щебень, чтобы не было грязи. Если вскрывают асфальт, то должны уложить асфальт.
Благоустраивать места раскопок в 9 микрорайоне, говорит директор ГКП «Костанай Су» Игорь КИСЕЛЁВ, будут только в следующем году. Пока ограничились лишь подсыпкой грунта.
- Там был большой порыв, земля напиталась водой. Укладывать асфальт там нельзя по технологии. Весной будем засыпать щебнем.
По словам Киселева, скорость устранения следов земляных работ зависит от того, какого рода работы проводились. Если устраняется порыв и почва насыщена водой, то необходимо ждать. Другое дело - ремонт плановый. В этом случае благоустраивать территорию можно уже через несколько дней.
Как сообщил Роман Канава, с 15 октября ЖКХ перестал выдавать организациям разрешения на проведение вскрышных работ, кроме аварийных. Еще полмесяца предприятиям дано на то, чтобы навести порядок на местах раскопок.
- У нас есть специалист, который объезжает все места, где ведутся земляные работы, и смотрит, что там делается. Он же выдает предписания: до 1 ноября организации должны провести благоустройство и все устранить. Это крайний срок.
Основной источник грязи
Летом - пыль, после дождя - грязь. Осенью и весной - слякоть и месиво. Картина, характерная не для какой-то дремучей деревни, куда и дороги нет. Все это - на асфальтированных улицах Костаная, Рудного, Лисаковска. Откуда берется? Поборники чистоты кивают на Европу. Там, дескать, дороги шампунем моют, вот и грязи не наблюдается. По нашим улицам, хоть и реже, но тоже ездят и поливальные, и подметальные машины, на текущее содержание дорог (уборку, подметание и т. д.) из бюджета было выделено 424.6 млн тенге. Но эффекта почти нет, разве что барханы из песка на улицах не выросли. «Подметальщик» просто поднимает пыль, заставляя людей убегать с остановок и уходить подальше от дороги. «Поливалка» чаще поливает деревья и цветы. В тех случаях, когда она работает на дороге, грязь размывается, но не исчезает. Роман Канава считает, что проблема в наличии грунтовых дорог.
- Не все дороги ведь заасфальтированы. Есть глинистые, песчаные. Естественно, вся эта грязь вывозится на основную проезжую часть. Пока это беда. В центре брусчатка, асфальт. Откуда там грязь возьмется? Только из проулков.
Еще один источник - многочисленные стройки. Глина и песок, мусор оттуда вывозятся большими грузовиками. Чем больше машина, тем больше она «привезет» на городские дороги. Начальник ЖКХ говорит, что специальных маршрутов для такой техники не предусмотрено, но есть меры, позволяющие снизить загрязнение.
- Во-первых, все стройки обязательно огораживают. Во-вторых, есть определенные требования к машинам. Кузов должен быть закрыт пологом, чтобы мусор не высыпался, а колеса должны быть чистыми. Обязательное требование: перед тем, как выехать на проезжую часть, водитель должен помыть колеса.
Спешная реконструкция
В 2008 году на озеленение Костанай потратил 195 млн тенге. Капитальный ремонт улиц обошелся нам в 509 млн тенге, реконструкция улиц - 906 млн. Город меняет свое лицо на более симпатичное, но и на этом лице иногда появляется глупое выражение. Многие видели, как подрядчики обустраивают придорожные газоны: сваливают строительный мусор, присыпав его слоем почвы. В итоге растения на бетоне не растут, земля поднимается выше уровня бордюра и высыпается, как на тротуар, так и на дорогу, порождая все ту же грязь. Она забивает ливневую канализацию (там, где она есть), а на дорогах появляются большие лужи, чистоты не добавляющие. На ровных дорогах вдруг появляются «котловины», заставляющие усомниться в исправности нивелиров у строителей.
- Ям не должно быть, воды тоже, сток воды проектами предусматривается - говорит проектировщик ТОО «Костанайтехпроект» Валентин ИЮТИН. - Но проблема действительно есть. Сезон завершается, и все делается в большой спешке, как попало. Строители спешат, не дорабатывают, оставляют огрехи. Дорожное полотно не должно просаживаться. Это происходит из-за изношенности коммуникаций.
Недавно на улице Летунова снимали только что уложенный асфальт. Произошел порыв водовода. Аварию устранили, но на проезжей части остался «шрам». Игорь Киселев говорит, что после ликвидации порывов за свой счет его предприятие ежегодно укладывает более 4000 кв. м асфальта. Валентин Иютин считает, что сети нужно не ремонтировать, а полностью менять. Иначе после ремонтов даже новая дорога превратится в лоскутное одеяло из латок. Первое время место ремонта будет засыпано землей и щебнем: готовый источник грязи. И лишь потом, если позволит погода, его закатают асфальтом. Примеров - масса.
Возле магазина «Западный» - низина. Рядом - мусорные контейнеры и торговые ряды. После дождей тут появляется огромная грязная лужа - такие есть во многих дворах. Грязь вывозится на улицу Чернышевского, дальше ее путь зависит только от маршрута авто. Пенсионерка Лилия ФЕДОРОВА говорит, что еще заместитель акима области Женис Нургалиев в бытность главой города обещал решить вопрос. Прошло несколько лет, яма только увеличилась. Единственное, что сделали власти, - устно предупредили владельца магазина о необходимости соблюдать чистоту.
Удачный график визитов президента
Роман Канава говорит, что сейчас город капитально вычищают «в зиму» - это и дороги, и ливневки, и улицы. Благоустроить часть «территории ремонта» все равно не успеют. Работы начнут только ближе к лету. У коммунальщиков свои резоны.
- Если мы копали в октябре-ноябре, сдать работу по благоустройству мы должны к июню, - говорит Игорь Киселев. - Зимой никто делать не будет, в апреле, по сырости, тоже, иначе - двойная работа и деньги на ветер. Только с конца мая. У нас вроде президент не приезжает весной, поэтому проносит, иначе бы заставляли делать. А другим городам я не завидую.
1 ноября все, кто выполнял земляные работы, должны будут либо отчитаться о благоустройстве, либо выдвигать те же аргументы, что и «Костанай Су». Снег на время скроет следы. Впрочем, за зиму на карте города появятся новые места раскопок - в случае аварий (а они, несомненно, будут) землю копать разрешено.
Фото Николая СОЛОВЬЕВАМатериалы номера