Были предприниматели, стали «наливайки»
Галина КАТКОВА
Если быть точной, то «наливайка» - это все-таки не человек, а магазин, в котором торгуют спиртным. Так, по словам рудненских предпринимателей, их торговые точки называют в городском акимате. И четко дают понять, что время этого вида бизнеса вышло, пора сворачиваться. Если новый закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции вступит в силу в том виде, в котором он был брошен в массы для обсуждения, то более 90% продмагов в Рудном либо встанут на грань разорения, либо вообще закроются. Кому это выгодно?
Постатейное закрытие
В городе горняков камень беспокойства с горы сбросили местный акимат и «Наша Газета». Не сговариваясь. Мы опубликовали материал о самых экстремальных пунктах законопроекта. А отдел предпринимательства недавно проанализировал ситуацию на месте и даже собрал некоторую часть предпринимателей для беседы. Но то собрание, на которое люди сошлись в понедельник в одном из магазинов, от жанра беседы было далеко. Было человек 40, предприниматели утверждали, что легко могли бы собрать и 200. Совещались, как в штабе фронта перед решительным боем.
- В этом законопроекте есть целый ряд статей, которые вынудят большинство из нас закрыться. Если «проходишь» по расстоянию до учебного заведения, то никак не вписываешься в норматив по площади торгового зала. Ну, а если эти капканы проскочишь, то обязательно споткнешься о право частной собственности на земельный участок, - говорит предприниматель Наталья ДВОРЕЦКАЯ.
Для полной ясности аргументы Натальи стоит расшифровать, тем более что она для «НГ» даже сделала это письменно, досконально изучив проект. Статья 19, пункт 3, подпункт 4 как раз устанавливает расстояние между торговой точкой и оградой школ, детсадов и прочая - 150 м вместо сегодняшней 100-метровки, страсти по которой возобновляются постоянно. Дворецкая даже вычертила схему расположения 4 магазинов в орбите СШ№10, из которых 3 должны умереть. Одному из них не повезло, например, стоять в 110 м от школьного забора. И неважно, что идти ко входу в этот магазин даже дальше, чем к дверям «везунчика», а люди у нас все-таки в большинстве своем через заборы не лазят и сквозь стены не проходят... Такая же ситуация и с остальными. Предприниматели давно предлагали схему замеров «от входа до входа». Но разработчики законопроекта их в упор не слышат.
Еще одно убойное требование для розницы - 100-метровый торговый зал для реализации спиртного. Да даже 50 квадратных метров - норматив для райцентров - многими недостижим. Первое - одним просто расстраиваться некуда, потому что они под торговые точки приспособлено жилье, у вторых средств нет. Тем более что кроме залов надо увеличивать число подсобных помещений, если торгуешь алкоголем. Куда, зачем, недоумевали предприниматели. Каким ассортиментом насытить такой магазинище, который в сегодняшних своих габаритах предназначен для жителей ближайших домов.
И наконец - акт на право частной собственности на земельный участок под магазином ставится законопроектом в число квалификационных требований при получении лицензии. Рудничане в один голос говорили, что в их городе земля отводилась исключительно на праве аренды. И сейчас в собственность получить ее крайне трудно.
Мы строили, строили и, наконец...
Таким образом, сегодня уже можно говорить о борьбе государства со своим малым бизнесом, по крайней мере, с определенным его видом. Еще вчера его налоги были нужны, у хозяев магазинов были хорошие кредитные истории, и они, просчитывая риски, не учитывали только один - что им подставит ножку правительство, которое вроде бы так уважало их как предпринимателей. И никто на местах их не поддерживает: ни акиматы, которые вроде бы должны печься о росте налогооблагаемой базы, ни их отделы предпринимательства, которые могли бы хоть проблему донести до минфина, мининдустрии. С их-то ступеньки до кабинета министров ближе будет. Ведь люди в расчете на стабильно благожелательное отношение к бизнесу жизнь свою планировали, в долги залезли. Больше половины тех, кто пришел на рудненское собрание, сейчас погашают большие долгосрочные кредиты.
- Я на базаре 7 лет стоял, 7 лет - у меня магазин, - рассказывает предприниматель Сайлау КУРМАНОВ. - Я в него вложил уже около 20 млн тенге, сделал торговлю цивилизованной, около 3 млн налогов на моем счету. Это ничего не значит? У меня только продавцов 6 человек. Естественно, если придется отказываться от торговли алкоголем, я площади скорее всего сдам в аренду. Потому что до 50% выручки - со спиртного. На хлеб у нас цену власти держат, накрутки нет, на молоко - монополист диктует... А что касается спаивания людей, то почему на небольших магазинах свет клином сошелся? Поехали, я вам сейчас 4-5 точек покажу, где торгуют спиртом. Вот их никто не трогает. И базару, где грязь и никакого оборудования, делать это можно?
Среди предпринимателей - бывшие работники комбината, строители, учителя, многие попали под сокращение, занимаются бизнесом с тех тяжких лет, когда государство кинуло клич: спасайся, кто может.
- Мы 10 лет ишачили даже без продавцов, - говорит предприниматель Ольга СТУСЬ, - только пытаемся отдышаться. Я вынуждена была в этот бизнес идти, когда осталась без работы, одна с двумя детьми. Кредит взяла 2,5 млн на 5 лет, у меня дочь в вузе учится. Из чего мне долги гасить, если лишусь магазина? Кстати, в таких небольших торговых точках мы до сих пор людям «по тетрадке» продукты отпускаем. В долг то есть. Сомневаюсь, что супермаркеты будут это делать.
Тень монополии
О супермаркетах речь на собрании заходила не раз. Рудненские предприниматели уверены, что новый законопроект круто замешан на лоббировании интересов крупного торгового бизнеса. Эту свою точку зрения они излагают в письме Президенту РК, потому что в действенность обращений на местном уровне совершенно не верят. Под письмом стоят подписи и информация о том, какого размера кредит выплачивает человек.
Кроме того, предприниматели возмущены тем, что к законопроекту не прилагается никаких экономических обоснований, хотя это обязанность разработчика. Нет информации, сколько магазинов сегодня не соответствует предлагаемым требованиям, какой у них оборот, сколько из этого - «водочные» деньги, сколько налогов потеряет казна, и чем эти потери будут нивелированы с учетом сегодняшнего финансового и продовольственного кризиса.
Письмо уйдет по адресу. Также его полная версия в ближайшие дни появится на сайте «НГ», предприниматели надеются на поддержку коллег из городов и районов области.
Фото Галины Катковой
Материалы номера