Засосало!..

Евгений ШИБАРШИН

Предметом особого обсуждения стал факт рассмотрения предложений по кандидатуре премьер-министра в партии «Нур Отан» прежде, чем президент РК Нурсултан Назарбаев представил её депутатам Парламента. Что за этим стоит? Очередной спектакль, игра главных героев в котором демонстрирует миру «специфическое» отношение лидера страны к демократическим ценностям? Или это начало реального реформирования авторитарной системы власти в Казахстане?

Начнём с театральности сего действа. Политическая жизнь так устроена, что без предварительно расписанного сценария, без распределения ролей и неукоснительного следования главной сюжетной линии, которую для всех участников «спектакля» определяет его автор, достичь цели невозможно. Поэтому гораздо продуктивнее оценивать не сюжетные ходы, которые предшествовали назначению г-на Масимова, а то, ради чего его кандидатуру пропустили через горнило партийного чистилища.

Мне представляется, что при всей разности человеческой реакции на некоторые условности нашей жизни, психологически мы всё равно невольно начинаем вписываться в рамки той роли, которую определяют организаторы нашей служебной биографии. Поэтому в голову Карима Масимова уже независимо от его воли и сознания въехала мысль, что теперь во власти он не только посланник президента, но и его партии. А это, в свою очередь, означает, что воля партии для него закон. Правда, казахстанцам такая идейная предтеча в деятельности руководителя исполнительной ветви власти ничем не грозит. Потому как воля партии «Нур Отан» на сегодня - это продолжение воли её лидера Нурсултана Назарбаева, а не наоборот. А это означает, что фактически ничего не изменилось. Разве что в спектакле появилась новая сюжетная линия, которая может возбудить некоторых зрителей в зале, начавших от скуки засыпать.

Аналогичная судьба может ждать и другие реформаторские новации, которые обещаны нам в наступившем году. Но это не означает, что от них нужно отказаться. Просто ожидать другие в наших условиях бессмысленно. Сейчас главное - сменить форму политической системы. А суть её изменится с приходом во власть тех людей, которые не мучаются дилеммой, что должно быть впереди: экономика или политика? Они должны хорошо себе представлять, что одно без другого существовать не может. Сегодня же в Казахстане правят люди, главный постулат которых в организации жизни общества - прежде экономика, а потом политика. Правда сами они на практике следуют другому принципу. Ведь г-ну Назарбаеву вряд ли удалось бы применить шоковые методы экономических реформ, если бы он не провёл через референдум теперешнюю Конституцию, дающую ему неограниченную власть. А это означает, что ради экономических преобразований он вначале занялся политикой - сменил парламентско-президентскую форму правления, которая существовала с тогдашним Верховным Советом, на сугубо президентскую. И дальше, проводя рыночные реформы, глава Казахстана постоянно занимался укреплением собственной власти, что говорит о его непрерывном решении политических вопросов.

В суровых условиях экономического кризиса, который Казахстан переживал в 90-х годах, твердь авторитарной власти стала способом спасения нации. Но при наступлении экономической оттепели твердь начала превращаться в трясину, засасывающую своих создателей. Для собственного спасения они ещё пытаются выбрасывать спасательные круги в виде так называемых провластных партий, и поскольку там достаточное количество людей, подпиравших эту твердь, на какое-то время им ещё удастся быть на плаву. Но наша советская история наглядно продемонстрировала, что долго на такого рода поплавках удержаться не получится. Судя по тому, как в Казахстане развиваются процессы политического реформирования, нас ожидает тот же исход. 25 декабря прошлого года глава государства подписал указ, отменяющий аналогичный документ, принятый им 28 августа 1991 года, который установил «недопустимость совмещения руководства должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических и иных общественно-политических объединениях». Осталось только изменить аналогичную норму в Конституции РК, и мы вернёмся к старому. Правда, в 1991-м году тот указ Назарбаев подписывал с целью ухода от влияния коллективной воли, набиравшей тогда силу. Сейчас же, при теперешнем состоянии партии, на которую он опирается, его отмена лишний раз подтверждает нацеленность Назарбаева на удержание своей власти с помощью другого, более современного политического инструмента. Что, в конечном итоге, авторитаризм не устраняет, а придает ему лишь более мягкую форму.