Юрий БОНДАРЕНКО: «Дело не просто в оскорблениях чувств верующих и ответном буйстве, а в том, детонатором чего все это может стать»
"Наша Газета". Мир захлестывает очередная волна религиозного фанатизма. Разгорается пламя событий, начало которым положено в Ливии и Египте. Нам в деталях, почти со смакованием, демонстрируют буйство толпы. Вольно или невольно, а думаешь, как непросто сегодня говорить о толерантности, благостно-воспитательной и умиротворяющей силе религии. Ничего себе умиротворение, когда стоит только задеть то, что именуют религиозными чувствами, - и потоки злобы, потасовки, даже кровь!
Красиво расчерченные схемы в реальной жизни явно не работают. Но я не об этом, хотя и это тоже требует самых серьезных раздумий. Конечно же, и я решительно против намеренного оскорбления чувств верующих. Для того же, чтобы не было ненамеренного оскорбления, просто надо учиться. Но, опять-таки, как бы ревностно не учились мы с вами, а на заокеанского мудрилу, сжигающего Коран, либо на создателей скандального фильма об исламе узду не накинешь.
Однако думаю: в советское время тоже было немало критических атеистических фильмов, и масса литературы, сатирической и критичной по отношению к религии, включая и ислам. И, тем не менее, СССР очень даже активно сближался со многими мусульманскими странами. Правда, порой ведущим идеологам приходилось одергивать наиболее ретивых воителей с религией. Помнится, на одной из ученых московских встреч звучало: «Как это выпустили книгу под названием «Атеисты в наступлении»? Что же выходит - атеисты выступают на верующих? Явно неразумно и провокационно».
Так что думаю, дело не просто в оскорблениях чувств и ответном буйстве, а в том, детонатором чего все это может стать. Уж очень кстати миру раз за разом являют подобные фокусы. Случается невесть что с американскими катерами у берегов Вьетнама в 60-е прошлого века – и начинает полыхать кровавая война, в которой гибнет три миллиона вьетнамцев. Рушатся башни-близнецы – и в Ираке поднимается такой тарарам, что по сей день не утихнет. Как мило - перед каждой «акцией» находится благотворный повод. И куда там Гитлеру с его примитивной имитацией нападения поляков на немцев в 1939 году, после которой загрохотала Вторая мировая. Сегодня все эффектнее: весь мир видит, как разбушевавшиеся фанатики терзают тело злосчастного американского посла. Чем не повод для очередной битвы за всемирную демократию и глобальную справедливость?
Не будь все это столь трагичным, то было бы даже занятно. В мире, наверное, уже полтора миллиарда мусульман. Если бы они только и делали, что сражались за свои оскорбленные чувства, то уже давно целые страны разнесли вдребезги. Так нет же – буйство толпы почему-то, как правило, рождается в нужное время и в нужном месте. И у меня непроизвольно перед глазами появился странный образ: и крайний либерализм, при котором можно запросто сжигать священные книги, и буйство толпы, способной растерзать любого, кто окажется в эпицентре ненависти - две ладони, хлопки которых заглушают голос разума и отвлекают от поисков реальной подоплеки драматичнейших и далеко не всегда лишь региональных событий. Так что поневоле задумываешься: почему фанатизм чуть ли не всякий раз оказывается на руку тем, кто провозглашает себя воителями за либеральные ценности?
Последние новости