Что ждет нас в новом учебном году - интервью с начальником управления образования Костанайской области

Марат ЖУНДУБАЕВ: Школа дает шанс состояться в жизни

Галина КАТКОВА

5 сентября 2012, 10:37 |  Общество

Идея этого интервью - целиком заслуга министра образования РК. Побывав на августовском педагогическом совещании в Костанае, Бакытжан Жумагулов мощными мазками набросал просто эпическую картину ближайшего будущего казахстанской школы. Само собой, все сказанное большим чиновником нуждается в «привязке» к реалиям Костанайской области: нашим возможностям и нашим проблемам. За уточнениями и разъяснениями «НГ» обратилась к начальнику областного управления образования Марату ЖУНДУБАЕВУ.

Как поняли министра

- Господин Жундубаев, на августовском совещании в Костанае министр в очередной раз упомянул о возможных изменениях в процедуре итоговой оценки знаний выпускников школ. Напомню: вы задавали вопрос об открытии в Карасуском районе пункта проведения ЕНТ. Как известно, это единственный в области район, где такого пункта нет. Глава МОН РК сказал, что он не против. Но заметил, что в республике количество таких пунктов будет... сокращаться. А сама процедура оценки знаний стремится к следующей схеме: тестирование в школе и затем комплексное тестирование при поступлении в вуз. Вслед за этим добавил, что ЕНТ никто не отменяет. И честно говоря, все стало окончательно непонятно.

Проясните, пожалуйста, ситуацию. Родителям важно знать, изменится ли что-нибудь по части ЕНТ уже в этом учебном году?

- На сегодняшний день об изменении формата проведения Единого национального тестирования мы говорить не можем, так как для этого нет нормативной базы. Министр же, излагая идею о двух этапах тестирования - в школе и вузе, в сущности говорил о совершенствовании процедуры ЕНТ. На мой взгляд, школьное тестирование действительно могло бы сразу отделить тех детей, которые не намерены поступать в институты, а хотят просто получить аттестат.

Пользуясь случаем, хотел бы дать информацию по Карасускому району. Вопрос об открытии там пункта приема ЕНТ мы ставим с 2006 года. Нам хотелось, чтобы условия тестирования были примерно одинаковы для учащихся всей области. А карасуских школьников приходится возить на ЕНТ в Аулиекольский и Сарыкольский районы. Иногда за 220 километров. А ведь есть еще 9-10 пробных тестирований... Между тем, в Карасу имеются все условия для открытия ППЕНТ: средняя школа с хорошей материальной базой, 7 пунктов общественного питания, две гостиницы, общежитие, интернат, где выпускников можно разместить. Министр образования поддержал нашу инициативу.

- Еще один вопрос от родителей - будут ли и дальше выпускники колледжей проходить комплексное тестирование или практика 2012 года была разовым экспериментом? Каковы результаты по нашей области?

- Вот здесь как раз нормативная база полностью разработана. Так что тестирование для тех выпускников колледжей, которые настроены на высшее образование, будет. Считаю, что оно действительно необходимо. В пользу этого говорят лишний раз и результаты, полученные в области. Всего в 2012 году у нас организациями технического и профессионального образования было выпущено 9526 человек. Заявления на участие в тестирование подали 2484. Пороговый уровень, дающий право учиться в вузе, прошли 546 выпускников или всего 22%. Средний балл составил 41,2, то есть в целом он ниже порогового. Вывод - качество знаний надо повышать, иначе никогда у нас и нигде не будет действительно классных специалистов. Кстати, министр говорил, что по его указанию вопросы для тестов в этом году у выпускников колледжей были очень простыми, ребятам дали поблажку. Вряд ли такое будет впредь. Кто нацелен на институт, должен это учитывать.

Доплата за квалификацию

- Вы участвовали в республиканском августовском совещании. Расскажите о мерах, которые министр обещал обнародовать на нем - они в комплексе должны улучшить качество среднего образования.

- В целом они сводятся к коренному преобразованию системы повышения квалификации педагогов. Учитель должен проходить серьезное постдипломное обучение, а государство не только создает ему для этого условия, но и финансово мотивирует. С прошлого года увеличен размер доплаты за квалификационную категорию учителям и воспитателям: от 1770 до 7079 тенге. Мастерам в профтехобразовании - в размере 17 597 тенге. Но это лишь один момент.

В республике созданы Национальный центр повышения квалификации с филиалами в регионах и Центр педагогического мастерства при АО «Назарбаев Интеллектуальная школа». В них учителя проходят подготовку по программам, разработанным в Кембридже. Важно вот что: по результатам переподготовки учителям - в дополнение к имеющимся категориям - присваиваются новые квалификационные уровни, которые становятся основой для повышения оплаты их труда.

- В области уже есть люди, которые проучились, а им еще после этого зарплату подняли?

- С 4 апреля по 23 июня 2012 года в первом потоке вышеназванных курсов прошли обучение 50 учителей общеобразовательных школ из Костанайской области. Учились по программе третьего базового уровня в Центре педагогического мастерства в Кокшетау. Во время обучения за ними сохранялась заработная плата, они получали стипендию, были обеспечены местами для проживания. По окончании курсов получили сертификаты. С 1 сентября они будут иметь 30-процентную надбавку к зарплате. Те, кто получит второй квалификационный уровень, будут иметь 50-процентную надбавку, первый - 100-процентную.

С 10 сентября по 10 ноября на обучение будет направлен второй поток слушателей, больше 200 человек.

Школы: опорные, магнитные, малокомплектные

- Один из самых волнующих вопросов для любого родителя - будет ли ребенок учиться дома. На одном из аппаратных совещаний перед началом учебного года вы говорили, что в Костанайской области 99 школ не соответствуют нормативу сети и должны быть либо закрыты, либо реорганизованы. Что это за норматив?

- Установлен Постановлением Правительства Республики Казахстан в 2007 году. В соответствии с ним начальная школа может функционировать, если в ней не меньше 5 учеников, основная - не менее 40, средняя - не менее 80. На начало 2012-2013 учебного года из-за малочисленности контингента учащихся по области закрыто 12 школ. Училось в них 153 учащихся. Реорганизовано 18 школ, то есть средние перешли в статус основных, основные - в начальные. И процесс будет продолжаться.

- Вы можете закрыть или реорганизовать школу посреди учебного года?

- Если только речь не идет о какой-то экстремальной, аварийной ситуации, никто не станет этого делать. К 1 сентября штаты, зарплата там утверждены. Кроме того, мы реорганизовали школы только там, где для этого сумели подготовить условия - организовали подвоз, проживание учеников.

Ясно, что за день все это не делается. И если у нас сегодня около 70 школ нуждаются в реорганизации, то на местах отделам образования надо начинать разъяснительную работу с родителями, а исполнительной власти - подготовительную. Ведь требуется в бюджет следующего года заложить расходы на возможную доставку школьников, организацию питания и проживания.

- Создание опорных школ имеет отношение к решению этой проблемы? Что это вообще за школы?

- Я бы сказал, что создание таких школ играет роль в повышении качества образования в сельских районах вообще. Но надо, наверно, сначала объяснить, что это за школы. Второе их название - ресурсные центры. Это лучшие школы в районах, с достаточной материально-технической базой, высококвалифицированными педагогами, которые оказывают методическую и другую помощь сельским малокомплектным школам. Так называемым магнитным, которые прикрепляются к ресурсным центрам.

Сделаю небольшое отступление по поводу малокомплектных школ. Их у нас в области - подавляющее большинство, 77,5%. Каждый третий ученик в области обучается в малокомплектной школе, то есть школе с малым контингентом учащихся. Ну мало и мало детей, скажете вы. Но дело в том, что в таких школах из-за малочисленности учащихся приходится совмещать классы. Вот и сидят на уроке географии разновозрастные ученики, а учитель должен раскрывать им сразу несколько тем, спрашивать задания, объяснять непонятное, контролировать, как усвоили знания... Вы же понимаете, что критерии качества образования при таких формах организации учебного процесса снижены. Чтобы снизить остроту этой проблемы и создаются ресурсные центры.

В прошлом году их в области функционировало два: Карабалыкская СШ № 1 и при ней 4 магнитные школы, Аулиекольская СШ № 2 с 2 малокомплектными школами при ней. С 1 сентября этого года опорных уже 5, добавились в Мендыкаринском, Тарановском, Узункольском районах. К ним прикреплены 9 магнитных школ. Особенность их взаимодействия в том, что три раза в год дети из малокомплектных школ ездят на недельные сессии в ресурсные центры. Их там обеспечивают пятиразовым питанием, проживанием в пришкольном интернате. Но главное - они там усиленно учатся. И по итогам сессий им даются индивидуальные рекомендации, задания. Педагоги опорных школ могут проводить и выездные консультации.

До 2015 года в области таких ресурсных центров будет создано 17.

- Признаюсь, никогда не представляла, что у нас такого рода проблемы играют первую скрипку...

- На самом деле доминирует одна проблема - качество образования. Я понимаю, почему так болезненно родители в маленьких селах реагируют на любые попытки реорганизации, а тем более закрытия школ. Понимаю... Но ведь есть объективные обстоятельства. И главное - нельзя забывать, какие знания ребенок получает в своей школе в совмещенном классе. А знания сегодня, причем очень хорошие, - это шанс состояться в жизни. Это инвестиции в будущее.