Элеонора АБАКАРОВА: Кислород для учителя
В последние недели в Костанайской области активно обсуждали сразу несколько случаев, связанных с педагогами и воспитателями. Рукоприкладство, нанесение телесных повреждений, агрессивное поведение, казалось бы, недопустимые вещи для людей, которые должны нести неокрепшим умам доброе, светлое, вечное и служить примером высококультурного поведения. К сожалению, в наших учреждениях образования такое встречается часто, да и реакция общества на такие ситуации неоднозначная: многие вместо порицания говорят, что с современными детьми так и надо, мол, нас в школах и указками, и линейками били, а все выросли нормальными людьми.
На самом деле, при разговоре с опытными педагогами чаще всего выясняется, что современные дети не хуже и не лучше своих предшественников. В каждом классе есть старательные отличники, есть не слишком усердные, но очень одаренные индивидуумы, есть хорошисты, которые нашли свою золотую серединку, активисты, артисты, тихие троечники и хулиганы, а еще дети с недиагностированной гиперактивностью и нейроотличиями. В большинстве типовых школ так было всегда. А самым сложным поколением были вовсе не современные дети, а их родители, поколение 90-х, когда было некогда заниматься воспитанием и контролировать своих отпрысков, а на улицах процветали жестокость, наркомания, алкоголизм. Я сама не раз видела учеников начальной школы, которые собирали бычки и курили, спрятавшись в зарослях кустарника. Сейчас понимаю, что относительно наших детей такого возраста картинка с бычком абсолютно не складывается.
Большинство благополучных семей в наши дни старается не только загрузить детей учебой, но и дать возможности для дополнительного развития. С первого класса курсы английского, танцы, спорт, вокал или рисование, робототехника, программирование, игра на домбре или стрельба из лука. Выбор направлений велик, есть масса бесплатных кружков и секций, и люди активно этим пользуются. Поэтому странно слышать, что нынешние дети какие-то особенно наглые.
И тут в дело вступает другая часть комментаторов, которые начинают ругать всех педагогов без разбора, что тоже неправильно. Нужно не винить детей и педагогов, как отдельные группы,
а разбираться в системе школьного образования в целом,
которая, к слову, на данный момент радости никому из участников процесса не доставляет.
Мало кто со стороны знает, что стоит за работой педагога в государственной школе. Бесконечные реформы образовательного процесса, некачественные учебники, переполненные классы, постоянные изменения в правилах аттестации и повышения квалификации, а еще огромный пласт бюрократии, необходимость сдавать формальные отчеты и документы. Бонусом к этому - в нашей стране нет программ, защищающих педагогов от выгорания, доступной психологической поддержки и педагогической супервизии. По факту человеку, годами работающему в такой обстановке, крайне сложно сохранять высокий уровень эмпатии, творческую энергию и желание искать индивидуальный подход к детям.
Есть такое правило авиаперевозок: в чрезвычайной ситуации взрослым советуют одеть кислородную маску сначала на себя, а потом на ребенка. Связано это с тем, что взрослый в стабильном состоянии может оказать необходимую помощь ребенку, а вот ребенок в зеркальной ситуации вряд ли на что-то способен. Так и с образованием: педагог, у которого есть моральный ресурс, вряд ли будет срываться на детях. Во многих странах этот принцип уже давно поняли, и в школах есть психологи не только для детей, но и для учителей. Когда подруга, которая работает в финской школе, рассказала, что у них можно взять отпуск в связи с депрессией или выгоранием, а по окончании рабочего дня даже директор не имеет права беспокоить сотрудников, мои местные друзья-педагоги пошутили, что у нас и в полночь могут вызвать для сдачи срочного отчета.
Пока у нас только громко говорят с высоких трибун о необходимости повышения статуса педагога. А другие страны активно работают в этом направлении, стараясь максимально разгрузить педагогов от бумажной волокиты и бюрократических заморочек, сократив давление свыше и дав максимальную автономию. Чтобы стимулировать применение авторских методик и творческого подхода, учителей и школы не душат проверками, а помогают. Учителя сами могут выбирать учебники, программы и темп, в котором будет осваиваться тот или иной материал.
Только надев кислородную маску на педагогов, мы поможем им сконцентрироваться на качестве обучения, эмоциональном состоянии и развитии детей, а не на формальных показателях. Соответственно, и таких случаев станет меньше, и статус педагога перестанет быть пустым звуком.
Последние новости
