Николай ГИНЬЯТОВ: Вымогательство или провокация? Разбираемся в деле блогера Миршата Сарсенбаева

15 апреля 2025, 11:30 |  Мнения

Житель Карабалыка Миршат Сарсенбаев обвиняется в том, что вымогал деньги у представителя ТОО «Poultry-Agro», принадлежащего депутату Костанайского областного маслихата от партии Respublica Кайрату Маишеву. Вымогал у ТОО через Шишова, по версии следствия, 20 млн тенге и получил из них 15 млн, которые были перекинуты по его указанию в дом по месту проживания Шишовым. Эту сумму требовал, угрожая опубликовать новые компрометирующие материалы, и за удаление уже опубликованных.

Очевидно, что не нужно забывать о реальности. Сарсенбаев – это не агент спецслужб, у него не было доступа внутрь охраняемых объектов птицефабрики, так что он мог только зафиксировать на видео нарушения в общедоступных местах. Что в данном случае и произошло - нарушения он заснял и по каждому из них разместил видеоролик на своём YouTube-канал «Неудобные вопросы Миршата Сарсенбаева». Надо учитывать и тот факт, что по ним провели внеплановые проверки и ТОО «Poultry-Agro» привлекли к ответственности.

Версия о том, что Сарсенбаев вымогал за непубликацию нового негативного контента, не выдерживает никакой критики. Проверки госорганами проводились по обращениям ОО «Правозащитный Центр Костанайской области», причем внутри охраняемой территории этого предприятия. Результат - три предписания об устранении нарушений, в противном случае деятельность птицефабрики может быть приостановлена судом. Но к этому блогер никакого отношения не имеет. Фактически же в сухом остатке получаем лишь то, что блогер имел бы возможность выявлять новые нарушения и делать по ним новые негативные публикации только в случае продолжения самим ТОО «Poultry-Agro» противоправных действий.

Такая версия событий явно «притянута за уши». Однако органами следствия Сарсенбаев обвиняется именно в том, что вымогал 20 млн тенге и получил 15 млн через забор именно за непубликацию негативного контента с нарушениями ТОО «Poultry-Agro», подрывающего деловую репутацию. Важно понимать, что эта самая деловая репутацию уже была подорвана фактами, отражёнными в предыдущих публикациях. В случае же публикации недостоверной информации ТОО имело право обратиться в суд с гражданским иском. Так почему же у нас защищает некую мифическую деловую репутацию этого ТОО не суд, а следственное управление департамента полиции? Не странно ли, что по версии следствия, которая изложена в их постановлении, присланном в ответ на мой запрос, в каждом абзаце - эта самая пресловутая «деловая репутация ТОО «Poultry-Agro»?

Также Сарсенбаеву вменяют в вину вымогательство 5 млн тенге за удаление уже опубликованного им контента о деятельности этого же ТОО. Но это так же бессмысленно, потому что этот контент уже был перенесён на другие онлайн-платформы и размещён на станицах, где суммарная аудитория кратно превышает аудиторию YouTube-канала Сарсенбаева. ТОО «Poultry-Agro» находилось в безвыходном положении, чтобы платить такие деньги? Ничего подобного - 15-17 февраля в отношении ТОО уже начались внеплановые проверки госорганов по всем видео, и удаление лишь видео с его канала ни на что не могло повлиять. А первоначально задержали блогера 19 февраля.

Фактически правоохранительные органы на полном серьёзе утверждают: Сарсенбаев вымогал деньги за то, что предприятие по трём предписаниям госорганов уже было обязано устранить и больше такого не допускать. Но по каким-то причинам они это всё устранять не собирались, раз уж решили закинуть Сарсенбаеву кучку миллионов через забор, а желали продолжать безобразие и «отстегнуть» блогеру за дальнейшее молчание сумму, никак не сопоставимую с суммой штрафов, которая не превысила 1 млн тенге. Версия слабая и в неё сложно поверить. А может, «жертва» решила просто устранить активиста-блогера путём элементарной провокации?

Рассматриваем другую версию событий. Как известно, блогерство у нас – это налогооблагаемая деятельность, так сказать, трудовая. Соответственно, блогеры могут получать доходы от различных лиц и организаций. Могла ли быть провокация подкупа и предварительная обоюдная договорённость сторон? Очевидно, что это вполне могло быть, так как деньги в размере 15 млн тенге у Сарсенбаева всё-таки были изъяты в ходе повторного обыска, перекинутые через забор (в ходе первоначального их не нашли).

По утверждению родственников Сарсенбаева, представитель ТОО «Poultry-Agro» по своей инициативе несколько раз приезжал к их дому, требуя встречи с Миршатом, желая о чём-то договориться. В качестве версии также допускаем, что предприятие предложило блогеру «отступные» за то, чтобы он сворачивал свою активность, а тот решил обогатиться. Если это так, то с репутацией гражданского активиста и общественного деятеля Сарсенбаеву придётся распрощаться. Но в таком случае это уже не вымогательство, а прямая провокация другой стороной к сотрудничеству с ней на коммерческой основе, использованная в дальнейшем с простой и понятной всем целью -

устранить неугодного блогера, отомстить ему за то, что он вот только что на них наехал, да и изолировать его. И деньги на месте, и блогера нет.

Следовательно, и проблемы тоже нет. А вот разница между первым и вторым – вымогательством и их обоюдным сговором – это безальтернативное наказание в виде лишения свободы от 7 до 15 лет, на которое у нас даже коррупционеры не попадают.

Следствие обязано очень тщательно проанализировать действия ТОО «Poultry-Agro», так как оно заинтересованное лицо и у него очевидный мотив – избавиться от блогера. Обязано также учесть, что всё, в чём обвиняют Сарсенбаева, зависело исключительно от действий самого ТОО. Кроме того, полностью достоверные публикации с фактами нарушений нельзя назвать подрывом деловой репутации. А желание избежать ответственности по опубликованным нарушениями не имеет ничего общего с защитой деловой репутации.

Автор - председатель ОО «Правозащитный Центр Костанайской области»