Николай ВОРОНИН: Поможет ли курултай?

22 марта 2025, 10:20 |  Мнения

«Там, где есть взаимное понимание и уважение, всегда будет согласие. В этом и заключается главная задача Национального курултая», - отметил президент РК Ксым-Жомарт ТОКАЕВ, выступая 14 марта на IV заседании Национального курултая 2025 года.

Каким это образом может произойти, знает, наверное, только глава государства. Как я могу понимать и уважать чиновника с миллионным окладом и соответствующим этому его образом жизни в сравнении с тем, как живу я, с пенсией в 100 тыс. тенге? А власть замечает, что в мусорных контейнерах в последнее время копаются не только обросшие, грязные бомжи, но и вполне приличные бабушки? Раньше основой ее питания были хлеб, молоко и картошка. Теперь они ей недоступны. Цены бешеные.

Куда теперь пойдем и что будем делать дальше, зависит от курултая? Обождем, мы уже привыкли надеяться, не надеясь. Такова наша власть, и она упорно не хочет понять, что правда - это груз, который не сбросишь.

Власть надеется, что время сгладит все углы и покроет грехи.

Похоже, власть согласна с древнегреческим философом Ксенократом, который отрицал, что страдание - зло. И то, что простой люд страдает от гнета цен на продовольствие и коммунальные услуги, она считает нормой. Это же не зло. А чиновник четко знает свою мудрость - не высовываться, помалкивать, не умничать, главное - отрапортовать. Потому у нас, со слов представителей власти, все прекрасно. А на самом деле у нашей власти много чего не сходится. Говорят, причем красиво говорят - все вроде бы верно, а в результате выясняется, что просто наши чиновники умеют, как говорится, «всякую гадость приспособить под радость». Единственное, что у них всегда хорошо получается, так это находить в любых обстоятельствах преимущества для себя.

На этом же курултае президент затронул еще одну тему. Он обратил внимание на отечественную историческую науку. Призвал взвешенно относиться к советскому прошлому и отметил, что историки рассматривают это прошлое через призму исторических обид.

Понятно, что наши «независимые» историки выполняют политическую задачу, формируя некую идеологическую установку. Но не надо же выходить за рамки разумного. Они зачем-то заглядывают в очень далекое прошлое. А какой смысл туда заглядывать и придумывать? Ведь письменности-то у казахов не было. Вот почему и некоторые исследования наших историков скорее подходят для романа, чем для истории. Отсюда и Чингисхан - казах, и захоронен он в Казахстане, осталось только могилу отыскать (а ведь могут и могилу «сообразить»), и Крым был казахским, и никаких мадьяр не существовало - это казахи.

Или возьмем байки о русском колониализме. Забыли, что казахские баи, спасаясь от джунгар, попросились сами в подданство России. Забыли, что Абай позитивно оценивал последствия присоединения Казахстана к России. Он не представлял себе прогресса казахского общества вне России. Абай стремился использовать всю силу российского влияния для того, чтобы вырвать казахский народ из цепей вековой отсталости (Какимжанова М. К. «Занимательный мир философии». Алмат. 2023 г., стр. 100-101).

А нам с первых дней независимости внушают о пагубном влиянии колонизаторов и что, сбросив это иго, мы теперь заживем счастливо. Прошло более тридцати лет, чуда не случилось. Видимо, чудо приходит иначе. Если только чудом считать то, что еще не успели угробить всего, что создали колонизаторы, то чудо есть.

Интересно, что-нибудь изменится после замечания Токаева? Почему-то не верится.