Юрий БОНДАРЕНКО: Как быть с Восьмым марта?

15 марта 2025, 10:08 |  Мнения

Казалось бы, о чем тут рассуждать? Купите подарок. Если позволяют финансы. Поднимите рюмочку. Если позволяет здоровье. И празднуйте.

Так нет же. Правдолюбивый интернет вещает, что в независимом Казахстане и этот праздник неуместен. Почему? Да потому, что в заокеанской Америке, где, кажется, начинался путь к нему, сам этот путь начинали, мягко говоря, женщины легкого поведения. В подхватившей же эстафету Европе какие-то там Клара Цеткин и Роза Люксембург тоже не были образцами подходящей для нас нравственности. А уж Александра Коллонтай, способствовавшая «огосударствлению» этого дня, та и вовсе не только вела не идеальный образ жизни… Она еще и проповедовала одно время теорию любви, как стакана воды. Встретиться, обняться – все равно, что стакан воды выпить. Правда, при этом как-то забывается, что, если верить писаному, она была первой в мире женщиной-дипломатом, женщиной-послом. Но для битв с праздниками это такие мелочи.

К тому же нам поминают, что ни в передовой Америке, ни в Германии 8 Марта не празднуют. А празднуют (хоть и с подачи ООН) всякие мелкие государствишки, рядом с которыми и Казахстан упоминать как-то неловко. Тем паче, что это самое 8 Марта – отзвук далекого и «жестокого советского прошлого». Прошлого, от которого все избавляемся да избавляемся. Но как-то не до конца…

Я не из тех, кто намерен ратовать за такие-то конкретные наименования, праздники или даты. Но меня умиляют эти нескончаемые войнушки с прошлым. Как будто в настоящем уже совсем нечего делать. И что занятно –

воюя с «проклятым наследием», мы лишь меняем имена противников,

но не сами способы военных действий.

Вот передо мной книга известного в свое время советского ученого Н. С. Гордиенко «Православные святые: кто они?» (Лениздат, 1979 г.). Здесь десятилетия назад доказывалось, что святые-то не очень святы. Так что словесные пляски вокруг уже иных имен – по сути калька с уже известного.

Главное же – не в этом. Нас в который раз уводят в дебри полемики, разрушающей, ставшее привычным и устоявшимся и расшатывая тем самым все больше и больше мир наших ценностей. С той разницей, что в советское время, при всех нелепостях и перехлестах, пытались одну обрушиваемую систему ценностей, образов, идеалов, заменить на достаточно целостную другую. Причем такую, которая в идеале предназначалась для того, чтобы не просто ломать и разъединять, а объединять и созидать, парадоксальным образом вбирая в себя и ценности былого: коллективизм, идеалы взаимопомощи и справедливости. Вот ведь фокус: при азартнейшем атеизме немало нравственных ценностей христианства и ислама (только в ином оформлении) сохранялось в большей мере, чем в мире нынешнем…