Александр ОЛЕЙНИК: Благотворительный парадокс: кому люди готовы помогать?

15 февраля 2025, 15:48 |  Мнения

Заметил такое явление: люди охотно жертвуют деньги на лечение больных собак и кошек, а сборы на лечение детей часто оказываются менее успешными. Почему? Попробуем разобраться.

Александр Олейник: «Людям проще поставить себя на место животного, чем больного ребенка»

«Чем больше я узнаю людей, тем сильнее мое чувство любви к животным». Согласны? Афоризм про людей и животных приписывают Эзопу. Позже его повторяли Гейне, Шоу, Чехов, Ницше, Гитлер, Коко Шанель, кому кто больше нравится. Это высказывание, возможно, звучит обескураживающе, но становится все более актуальным в современном обществе. Представьте, в ленте «Инстаграма» две публикации: о больном ребенке с редким диагнозом и о песике с травмой, которому необходима срочная операция где-нибудь в Караганде или Челябинске. Какой соберет больше репостов?

Сборы средств через соцсети или мессенджеры на лечение больных детей и животных стали неотъемлемой частью благотворительности. Сборы эти часто сопровождаются сотнями взаимно враждебных комментариев. Организаторы обвиняют людей в черствости, кто-то видит в этом коррупционные или даже мошеннические действия, кто-то гневается на предпочтения, кто-то не видит смысла или целесообразности, а кто-то осуждает всех и вся.

 Эмоциональная связь и эмпатия

Начнем с того, что животные гораздо чаще и легче вызывают у людей сильные эмоции: умиление, сострадание, желание защитить. Социальные сети, ленты переполнены милыми мордашками пушистиков, их фото и видео, делая их равноценной и неотъемлемой частью современного общества. Вспомните хотя бы поговорку: «Без кота и жизнь не та». И вдруг среди изобилия умиляющих изображений вам попадаются фотографии и видео страдающих животных. Неужели у вас такое черствое сердце, что это может оставить равнодушным?

Такие изображения часто более «цепляющие», чем фото больных детей (особенно если дети тяжело больны и их вид даже может быть пугающим). Людям проще поставить себя на место животного, чем больного ребенка, особенно если болезнь ребенка сложная и непонятная. Ведь фотографии милых младенцев мелькают в ленте не так часто из-за причин, речь о которых будет ниже.

 Контролируемость ситуации

В случае с животными часто кажется, что помощь «здесь и сейчас» может спасти жизнь. Что касается сборов в отношении больных детей, то часто их болезни затяжные и не решаются одной, пусть и дорогостоящей операцией. Кроме того, и суммы на сборы могут разительно отличаться (не всегда).

Людям психологически легче помогать в ситуациях, где они видят конкретный результат своей помощи.

 Персонализация и идентификация

Истории животных часто персонализируются: у них есть имена, фотографии, характер. Людям легче идентифицировать себя с конкретным животным, чем с абстрактным «больным ребенком».

С детьми все иначе. По разным причинам родители или организаторы сборов стараются скрыть лицо или какие-либо данные ребенка. Эти истории могут быть обезличены из-за врачебной тайны или желания защитить ребенка.

Не стоит недооценивать и страх быть обманутыми мошенниками. Хотя мошенники могут спекулировать и обеими темами. Это подводит нас к следующему тезису.

 Доверие к фондам и организациям

Существует больше известных и раскрученных фондов помощи животным, чем таких же организаций, занимающихся сбором средств для детей. Зоозащитники, организаторы приютов, волонтеры посвящают огромное количество энергии, сил и средств, чтобы наполнить ленты соцсетей сообщениями о нуждающихся животных. А кто будет заниматься сбором средств на больного ребенка? В первую очередь заинтересованы родители. Но у них на это нет ни времени, ни сил, ни возможностей. Просьба о помощи для них - это крик отчаяния, последнее средство, когда уже испробовали все.

Возможно, также, что организациям, которые занимаются животными, доверяют больше из-за меньшего количества скандалов, связанных с коррупцией в этой сфере. Но эту информацию сложно подтвердить или опровергнуть, думаю, в том числе из-за меньшего интереса к этой стороне вопроса.

Как не нарваться на мошенников, если вы расположили свое сердце к благотворительности? Что может навести на мысль о том, что пост о сборе организован мошенниками?

1. Мошенники могут украсть фотографии с других страниц или объявлений, где имя ребенка отличается.

2. Единственный вариант перевода денег - по номеру карты.

3. Нет возможности проверить имя получателя платежа.

4. Нет банковских реквизитов фонда или родителей.

Обычно при сборе средств родители публикуют номера карт разных банков и телефоны, к которым эти карты привязаны, а также реквизиты электронных кошельков и банковских счетов в тенге и валюте, если сбор на лечение за границей. Когда случается беда, родители находятся в стрессе и не всегда знают, как правильно поступить. Но через несколько дней подключаются друзья, родственники или фонд и помогают правильно оформить объявление.

Если нет возможности проверить получателя платежа, а в объявлении указаны только имя человека и первая буква фамилии, то это повод насторожиться. Проверить достоверность этих данных можно только при переводе по номеру телефона, а он в таких объявлениях часто не указан. При переводе с карты на карту имя получателя банки обычно не сообщают.

Доверие к благотворительным фондам и организациям напрямую зависит от прозрачности их деятельности. Если фонды открыто и своевременно публикуют информацию о поступивших средствах и их целевому расходованию, это существенно располагает благотворителей отдать предпочтение этому фонду.

Но вернемся к нашему исследованию.

 Соцсети и вирусный эффект

Истории о животных чаще вирусятся в социальных сетях, привлекая больше внимания и, соответственно, пожертвований. Однако мало кто задумывается о том, что алгоритмы соцсетей могут «подсовывать» пользователям больше контента о животных, чем о больных детях. В правилах модерации объявлений или постов могут быть прописаны требования, исключающие размещение фото детей определенного возраста, детей без родителей и/или больного ребенка.

 Практические выводы

Как избежать манипуляций со стороны соцсетей или мошенников? Как не ожесточиться, не очерстветь и остаться человеком?

Несомненно, каждый вправе распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение, и никто не вправе осуждать человека за его выбор. Но при этом мы смогли увидеть, что выбор не всегда обусловлен исключительно нашей доброй волей, а чаще оказывается навязан путем искусных манипуляций с сознанием. Всякая жизнь является священной, но жизнь человека априори должна оцениваться не только выше, но и по другим критериям, продиктованным не только прагматизмом, но и нравственными законами.

Мы можем сместить акценты, если будем больше рассказывать о проблемах больных детей, делая это понятным и доступным языком, избегая излишнего трагизма.

Благотворительным фондам нужно создавать больше качественного контента (фотографии, видео, истории), который будет вызывать у людей эмпатию и желание помочь.

Различным социальным службам и государству в том числе важно повышать доверие к благотворительным фондам, которые занимаются помощью детям, делая их деятельность более прозрачной и понятной.

Важно помнить, что помощь детям и животным - это одинаково важное и благородное дело. Не стоит противопоставлять одно другому.

 В заключение

Проблема помощи детям и животным - сложная и многогранная. Задача общества - создать систему, в которой каждый, кто нуждается в помощи, мог бы ее получить. Ведь, согласитесь, приятно осознавать, что твой, пусть и небольшой, вклад смог спасти чью-то жизнь.

Вместе изменим жизнь к лучшему.

Фото из личного архива