Александр ОЛЕЙНИК: Что-то мутят в наших автобусах?

3 февраля 2025, 11:39 |  Мнения

Долгое время в Рудном продолжается борьба между жителями частного сектора, акиматом и перевозчиками. Борьба за качественное обслуживание автобусным сообщением частного сектора. В основном это сводилось к обращениям жителей в отдел ЖКХ с жалобами, и выслушиванием ответов через разные брифинги и встречи.

Наблюдения показали, что симпатии акимата все же на стороне перевозчиков, жалобы которых на низкие тарифы и на неорганизованность со стороны МИО могли быть вполне обоснованными. А вот такого, чтобы пожурить или вынести строгое предупреждение за несоблюдение интервала или низкое качество услуг, увы, не наблюдалось ни разу. На моей памяти, по крайней мере. Могу ошибаться. Как говорится, рука руку моет и обе грязные. Ну, в нашем случае. Со стороны перевозчиков - старые и разбитые автобусы, хамоватые водители, сорванные графики. Со стороны акимата – отсутствие дорог, знаков, автобусных остановок, утвержденных тарифов. На последнем на моей памяти брифинге аким Рудного Виктор Ионенко даже дал понять: если перевозчики предъявят свои претензии, то город останется без водителей автобусов. Они просто откажутся выходить на маршруты.

Как раз водители всё это время оставались вне нашего внимания. Лишь косвенно, когда речь касалась отсутствия элементарной вежливости или порядка в салоне. Но несколько раз замечал, что водители тоже играют свою роль в решении этих вопросов. Например, в последних случаях, когда были жалобы на срыв графиков, при звонке диспетчеру выяснялось, что это вина непосредственно водителей. Что они едут, как хотят и куда хотят, и диспетчер не может на них никак повлиять. Лишь написать докладную записку. Писала она докладную или нет – останется загадкой.

В последние выходные января автобус № 6 впервые за долгое время был замечен на линии. Днем.

- Вы не поверите, я видел «шестерку» сегодня.

- Да, да, я тоже видела.

- Неужто дождались? Неужто ходит?

Радости в соцсетях было - «и в воздух чепчики бросали».

Но в конце недели на 6-м маршруте стали происходить непонятные вещи. Во-первых, автобусы пропали с карты. Их невозможно отследить в приложениях SMSBUS или 2ГИС. Карта есть, а автобусов нет. Кроме того, я обратил внимание, что валидатор отмечает оплату, деньги списываются с карты, но на экране валидатора количество пассажиров не отображается. Как были нули, так и остались. И не я один это заметил.

- Вчера (31 января - авт.) на 20-м ехал, оплата проходит, а у него не показывает, - пишет Евгений.

- Здравствуйте, тоже вчера: или переводом или наличными 100 тенге. Картой нельзя, закрывали листком валидатор, - сообщает Екатерина.

- Да, вчера тоже внук ехал к нам, ничего не показывало в приложении. Собрался уже пешком идти, и автобус подошёл. Тоже, думаю, что-то мутят, - делится Наталья.

- Какая вам разница? Главное - ездят по маршруту, - удивляется Вера.

Так вот, есть ли нам разница? Ну ездят и ездят. Хорошо же. В краткосрочной перспективе, возможно, да. Но эти «мутки» могут плохо кончиться.

Во-первых, согласно валидатору, на 6-м маршруте не проехало ни одного человека. Их просто нет. А значит, тут схема какая? Надо бы разобраться. Либо это водители мутят, либо сами перевозчики. Чтобы выманить субсидий.

Во-вторых, присмотревшись, я увидел, что на валидаторе указан другой маршрут. Что это? Игра в "котел"? Накидывают одному, потом поделят? Или как это объяснить?

Ситуация вполне может возникнуть из-за сбоя оборудования. Однако каких-либо оповещений об этом в соцсетях я не встречал, хотя, по слухам , специалисты AlemPay уже несколько дней выезжают в Рудный для исправления. Но эту информацию нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Остаются вопросы: почему сбой коснулся преимущественно одного маршрута? Почему на табло указан другой маршрут? И, наконец, почему не отображается оплата? Система платежей работает в офлайн-режиме. Это значит. что платежи принимаются, а после выгружаются в систему. Как минимум, ситуация требует прояснения и со стороны AlemPay, и со стороны перевозчика. Народ волнуется.

ЭСОП - электронную систему оплаты проезда в автобусах - ввели в Рудном с 19 июня 2023 года. В отделе ЖКХ тогдап отмечали, что внедрение электронной системы билетирования позволит получить точные данные по количеству перевозимых пассажиров, что поможет, наконец, разорвать этот замкнутый круг с субсидированием перевозчиков по проезду льготников и по социально значимым маршрутам. Но всегда найдутся (или будут изыскиваться) способы, как обойти систему. Вот и ищут. Вот и мутят.

В общем, мы это заметили. Теперь нужно, чтобы заметил акимат. Провел проверку. Призвал к порядку. Всё должно быть прозрачно. И автобусы должны ходить. Похоже, радоваться рано. До окончательной победы еще далеко.

Вместе изменим жизнь к лучему!