«Рынок обвалится очень быстро» - Прогнозы костанайских аграриев на новый сельскохозяйственный год полны пессимизма
Галина КАТКОВА
Конкретно - речь о производителях и переработчиках зерновых. Для них на данный момент определяющим событием стала отмена с 1 января Минсельхозом РК ограничений на ввоз в страну российского зерна. И эта новость идет плюсом к проблемам, которые бесконечным караваном тянутся в сельхозсекторе год за годом.
Обещали к марту
С их обзора началось 14 января первое в этом году заседание отраслевого совета по вопросам АПК в палате предпринимателей Костанайской области. Хит последних двух лет - долги по субсидиям, то есть по деньгам, которыми государство обязалось поддерживать несколько направлений: защиту растений, приобретение семян, удобрений, покупку новой техники и инвестиционные проекты, то есть строительство новых производственных объектов, модернизацию существующих.
Главный триггер начала года для аграриев: въезд для пшеницы из РФ стал беспрепятственным / Фото dzeninfra.ru
В конце 2024 года президент, а также глава МСХ тему «взбодрили». В очередной раз прозвучал тезис о необходимости субсидирование заменить льготным кредитованием. Сельхозники, конечно, резко против.
- Здесь есть недопонимание, - комментировал проблему в Костанае 9 января мажилисмен Айдарбек ХОДЖАНАЗАРОВ, - субсидии на химию, семена, инвестсубсидии остаются, я уточнял это на уровне министра сельского хозяйства, вице-премьера Серика Жумангарина. Там понимают, что люди забюджетировали у себя эти субсидии и рассчитывают на них перед посевной. Долги на сегодня - под полтриллиона тенге по Казахстану. По Костанайской области - около 52 млрд тенге. Мне обещали, что к марту начнутся выплаты. Накопление долгов связано с большими затратами на ликвидацию последствий паводка, в том числе и в нашей области... Что касается якобы перевода всех субсидий в удешевленные кредиты, то речь идет только о субсидиях, которые направляются на удешевление процентной ставки. Ведь что происходит: фермеры получают кредиты под 22-24% и, ожидая субсидий, выплачивают их в течение года-полутора. И получается, что только банки на этом зарабатывают. Государство впредь намерено перейти на прямое удешевленное кредитование фермеров.
Но все предыдущие долги оно обязуется погасить. Названа очередная веха - выплаты «начнутся к марту». А долги быстро увеличиваются. Еще в ноябре 2024 года, когда в Костанае выездное заседание проводил аграрный комитет парламента, официально называли сумму долга в 40 млрд тенге по области, в декабре - уже 52 млрд тенге, 14 января 2025 года называли уже 55 миллиардов тенге.
Без запретов
Светлана Михайленко: «Нас подталкивают к вынужденному сокращению производства»
- Как завтра к льготным кредитам подступиться, если у половины крестьян из-за того, что государство вовремя не субсидировало процентную ставку, теперь кредитная история проблемная. И в посевную 2025 года многие войдут через пень-колоду, неподготовленными, - отреагировала на информацию директор Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Костанайской области Светлана МИХАЙЛЕНКО, - но главный вопрос сейчас: что нам делать после открытия границы? Сейчас пойдет поток российского зерна. Должен быть какой-то регулятор, который должен оценивать, надо зерно ввозить этому предприятию или нет и как это повлияет на экономику нашей страны. Например, мельницы могут ввезти для улучшения качества муки 30% зерна извне, а 70% в переработке должно быть местного. Регулятор пока не создан, мы предлагаем: пусть это будет пока Продкорпорация. Вопрос серьезный. Рынок обвалится очень быстро.
Справочно: Министерство сельского хозяйство Казахстана в начале января сняло запрет на поставки пшеницы из России, который действовал с августа 2024 года. Механизм ограничений был включен Казахстаном даже раньше - с 10 апреля прошлого года. Однако тогда еще были разрешены транзит зерна из РФ и поставки его в разумных объемах для мукомольных и птицеводческих предприятий. Но с 21 августа был введен полный запрет, который периодически продлевался до самого конца 2024 года. По информации из открытых источников (например, портала Rosng.ru), до введения ограничений Россия в разные годы поставляла в Казахстан от 1 до 5 млн т зерновых. Но в 2024 году, по данным Федерального центра по оценке качества сельхозпродукции, РФ ввезла в республику лишь 716 тыс. т, на 36% процентов меньше, чем в предыдущем году.
Один из мощных поставщиков - Алтайский край. Как сообщил на днях краевой канал «Банкфакс», «более 70% алтайского экспорта зерновых приходилось на Казахстан. К примеру, в урожайном 2022 году в соседнее государство вывезли около 800 тыс. т. Из них почти 700 тысяч тонн - пшеницы».
«Отвалился, а дальше что?»
Снимая запрет, МСХ РК все-таки отметило, что «вопрос введения каких-либо нетарифных мер регулирования импорта в отношении пшеницы будет решаться с учетом ситуации на рынке зерна, в частности - запасов зерна, уровня спроса и предложения на рынке, необходимости защиты интересов отечественных производителей и принятия мер по борьбе с серым импортом и незаконными схемами реэкспорта». Но все отдают себе отчет, что впредь использовать такие меры РК будет с утроенной осторожностью. Ибо зеркальные действия со стороны соседа не заставят себя ждать, как и произошло в 2024 году, когда на защиту российских рубежей встало фитосанитарное ведомство. И все прекрасно поняли, что это «ответочка».
- С введением полного запрета у нас, пожалуй, перегнули палку, - говорил на встрече с коллегами председатель отраслевого совета по вопросам АПК Александр БОРОДИН.
А мажилисмен Ходжаназаров сравнил запрет с лейкопластырем: «Наклеили, он через время отвалился, а дальше что?»
«Не 100-процентный бизнес»
Министерство со своей стороны обещает обеспечивать мониторинг ситуации на внутреннем рынке. А чего хотят производители зерновых? Некоего регулятора, как уже говорилось выше, причем с функцией быстрого реагирования. Привели пример с тем, что государство стало помогать экспортерам зерна. Благое дело - разгружаем разбухший внутренний рынок.
- Но если ты у фермера брал тонну зерна за 50 тысяч тенге, а получаешь при этом $40 льготного тарифа на перевозку, значит, цена для производителя должна быть 80 тысяч по крайней мере, - высказала мнение Светлана Михайленко. - Надо держать руку на пульсе, чтобы все деньги государства не пошли исключительно в счет рентабельности трейдеров. Или вот другой пример, переработчики, получая льготные кредиты всего под 6%, открыто закупали зерно в России. Так мы какую экономику поддерживаем, получается? Надо четко прописать в правилах, что льготные деньги государство дает, чтобы поддерживать местную экономику, а не соседнюю. Все сырье завезли со стороны, а мы остались с низкой ценой.
Добавила, что по-человечески понимает, когда все делают выбор в пользу более дешевого продукта. Но в масштабах экономики страны к чему это может привести?
- Почему переработчик предпочитает российское зерно? Это даже не вопрос цены, - высказался директор крупного мельничного комплекса ТОО «Асалия» Дулат ШАЯХМЕТОВ, - зерно наших производителей - на 12-15% сор, битое, с полынью, чего в нем только нет. Культурой производства никто не занимается. Я всех у нас знаю. В России в самой отдаленной деревне крестьянин откроет свой амбар - там зерно практически элеваторных кондиций, а после подработки можно как семенное продавать. Натура, все показатели на уровне. Поэтому оно идеально подходит нам для работы.
Михайленко отметила, что для ведения зернопроизводства с соблюдением всех технологий, с применением вовремя гербицидов и удобрений как раз и нужно поддерживающее государственное финансирование, ведь «Россия колоссально поддерживает своих аграриев».
- А мы к чему идем? К вынужденному сокращению или вообще прекращению производства. Никому не страшно, потому что все мельники, птицеводы уверены, что зерно спокойно купят на стороне, - рассуждала она. - Но, во-первых, если что-то случится, если вдруг неурожай, то необходимые на внутреннем рынке 10 млн т с нашей логистикой никто нам быстро не поставит, это уж точно. А, во-вторых, все не сводится в данном случае к одной только продовольственной безопасности. Агропромышленный комплекс - это стратегическая отрасль, потому что обеспечивает занятость огромного количества людей, живущих в сельской местности, и продуктивное использование земель. Так что АПК нельзя рассматривать только как 100-процентный бизнес. И государство в лице уполномоченных органов должно действовать, исходя из этого.
На данный момент ассоциация СХТП предлагает разрешить ввозить зерновые из РФ только железнодорожным транспортом. Так легче наладить количественный учет этого вида импорта.
Последние новости