Феодор МАЦУКАТОВ: Отечественное образование и наука: финансовая черная дыра и армия серых кардиналов
В продолжение к статье Николая Воронина «Напрасные надежды».
Десять лет назад мы вместе с компаньонами попытались реализовать один перспективный научный проект. Уверенность в том, что успех будет гарантирован, как нам казалось, была обоснованной. Во-первых, предлагаемая медицинская технология была апробирована в знаменитом НИИ России и показала очень высокую эффективность, сократив сроки сращения переломов костей на 40% по сравнению с традиционно используемой. На базе полученных результатов была защищена диссертация, оформлены несколько изобретений. Во-вторых, автора уверяли, что Казахстану, как стране с развивающейся экономикой, такие проекты нужны как воздух, поэтому поддержка государства будет гарантирована.
В обществе с теневой системой ценностей истинные таланты прижиться не могут
И вот зимой 2015 года мы стоим перед кабинетом одного большого начальника в Назарбаевской клинике. Появляется холеный молодой человек лет под 30. Он и оказался этим начальником. Вскользь взглянув на предоставленные материалы, небрежно бросил их на стол, заявив: «Это мне неинтересно!». Подобное, правда, не в такой хамской форме, мы услышали и в других инстанциях. И в процессе общения в атмосфере витала четко осязаемая, но тонко и дипломатично подаваемая мысль: «А что я с этого буду иметь?».
Намекали даже на соавторство. Один прямо сказал, что это дало бы ему шанс защитить докторскую, поскольку кандидатская у него уже имелась. В ответ я предложил поделиться со мной его домом, поскольку на разработку технологии автор потратил более 20 лет и все средства, что у него имелись. Не захотел.
Оказывается, коллег, обладающих заветной корочкой кандидата или доктора наук, пруд-пруди. Просто большинство этим не афишируют по понятной причине. Вплотную сталкивался с докторской диссертацией, в которой на 100% все высосано из пальца. И таких множество.
Достаточно объявить конкурс на хлебное место и магические корочки тут же всплывают на белый свет. В итоге должности, от которых зависит благополучие страны, нередко занимаются личностями с исходно сомнительным прошлым.
Школа, ВУЗ, наука – это звенья одной цепи, и обсуждать одно в отрыве от другого нельзя.
Есть весомые подозрения, что вообще люди рождаются одинаково талантливыми, ибо всевышний не может быть несправедлив. Одному он дарует талант математика, другому – столяра, третьему – менеджера… Но, сотворив нас равными, он затем совершил ошибку, доверив раскрытие своего дара простым смертным. Основной задачей школьного образования должна быть раскрытие таланта ребенка. Даже не обучение и воспитание, а именно раскрытие таланта. Но для этого должна быть передовая система образования и педагоги уровня бога, кои в советские времена встречались достаточно часто. Но, увы, не сегодня.
Как вы думаете, что больше всего дискредитирует систему образования? Венценосные отличники, которые ничем себя не проявили, или же талантливые троечники, способности которых остались незамеченными? В науку, как правило, проходят первые, поскольку у них приоритет. Они же потом становятся руководителями. А должны - таланты. И среди тысяч талантов обязательно найдутся гении – путеводные звезды в океане человеческой мысли, яркие сгустки интуиции и интеллекта, гордость любого народа. Как предельно метко выразился Б. Тойшибеков, «гений – это большинство в одном лице».
Если бездарь руководит талантливой личностью, то он наверняка попытается присвоить результаты трудов второго, или же станет инициатором его травли. О каком-то прогрессе или развитии в таких условиях не может быть и речи. И можно привести кучу таких примеров.
Так как быть? В обществе с теневой системой ценностей истинные таланты прижиться не могут. Это унавоженная среда для процветания невежества и мракобесия. И надо ли удивляться тому врачу (!), который доверил собственного сына с переломом бедра костоправу, а не коллегам, сделав его в итоге инвалидом. Или «ученому», который «доказал», что Гомер украл свою «Илиаду» у казахов. Или главврачу, который оформляет знахаря на штатную единицу врача приемного покоя? Это все – реальные примеры. Такая «наука», несомненно, станет всепоглощающей черной дырой экономики с армией самодовольных серых кардиналов с множеством фальшивых званий и регалий. Обычными реформами здесь ничего не изменить. Нужен хирургический радикализм.
Последние новости