Юрий БОНДАРЕНКО: Чем запомнился мне 2024-й?

1 января 2025, 13:32 |  Мнения

Передо мной маячит один и тот же образ. 2024 год представляется мне все ускоряющимися гонками над пропастью. Причем такими гонками, когда среди обслуживающих авто то тут, то там неустанно снуют засланные казачки, да и глядя на самих гонщиков нелегко рассмотреть, кто на какую команду работает.

«Прошедший год представляется мне все ускоряющимися гонками над пропастью»

Под занавес года разворачивается знаковая драма - Сирия. Вслушайтесь хотя бы в выступления аналитика Леонида Ивашова, который лично встречался с Башаром Асадом и его отцом, и вы задумаетесь: только ли по Сирии звенит колокол? Ведь Сирия - прямо учебный образец микста внутренних неурядиц и четко спланированных действий внешних сил.

И, конечно же, занозой остается происходящее на западе постсоветского пространства. Здесь пока маячит только розовая мечта о мире, приближение к горизонтам которого определяется отнюдь не двумя сторонами. Не буду тут первым. Но разве это не парадокс, что выборы в далекой заокеанской стране будоражили целые континенты сильнее, чем события в собственных странах? Внешне - парадокс, но даже при театрализации геополитики чувствуется, что не зря будоражили.

Третье, что задевает и меня лично, - это глобальных масштабов драма в образовании. По целому ряду причин подлинное массовое образование становится менее востребованным, чем десятилетия назад. Это особая тема. Замечу только, что для собственно массового образования нужно масштабное развитие производства, дополняемое потребностью в массовых армиях. А там, где нет нужды в образованных, причем широко образованных массах, и где даже побаиваются таких масс, можно лишь надеяться хотя бы на полновесное образование для узких слоев элит.

К сожалению, все эти ненадуманные проблемы дополняются доходящим до самопародии чиновничьим рвением, когда невольно вспоминаешь андерсеновского оловянного солдатика и крысу, требующую у него паспорт.

Нет, я не против паспортов и документов как таковых. Ценю и значимость заморского и прочего опыта. Там немало истинно ценного. Но нельзя же многократно уподобляться крыловской мартышке с очками, которые та готова прицепить куда угодно. Мы не одно десятилетие слишком уж часто «осваиваем мировой опыт» почти так же, как и эта мартышка. Да еще скрещенная с андерсеновской крысой, когда форма, бумажка, дисплей и т. п. оказывается несравненно значимей и просто человека, и реального специалиста. Поскольку здесь говорим об итогах года, а, по сути, и не одного, то повторю достойную перьев Гоголя и Зощенко историю с шахматами. У нас они на подъеме. Но… Не курьезно ли то, что у опытных и маститых тренеров стали требовать дипломы не просто педагогические, а об окончании спортфака? Люблю и спорт, и спортсменов. Но шахматы, да и шашки - это спорт, требующий своих качеств.

Боюсь, по привычке перегнут палку и с акцентами на олимпийских видах спорта. Ведь и для молодежи, и для инвалидов, с которыми мне доводится проводить соревнования, спортивный мир, да и жизненное пространство в целом не сводятся лишь видам спорта, ныне утвержденным как олимпийские.

А сколько поразительных курьезов в мире образования, основанных на играх с формами бумажек (простите, дипломов и всяких там важнючих документов)!..

А что я? Для меня высшей радостью года были встречи с людьми и возможность выплескивать свои эссе в ноутбук, который для тысяч таких, как я стал, и мостом в общении с теми, кто не рядом, вплоть до участия в конференциях, и миром новых возможностей для публикаций своих размышлений благодаря электронной почте. Что же касается студентов, то у нас, в Казахстане чудо-студенты. Спустя годы и десятилетия многие помнят преподавателя. Да и сегодня столько замечательной молодежи! Жаль только, что сам я даю меньше, чем пока мог бы и чем хотелось бы. Но так не я один такой.