Тулеухан ИСКАКОВ: Во сколько нам обходится наше правительство?

28 декабря 2024, 10:51 |  Мнения

Прочитал, что в городе Сатпаев шахтеры «Казахамыс» начали забастовку с требованием повышения заработной платы на 100%... из-за инфляции в стране.

Повышение заработной платы - это дальнейшее раскручивание инфляции (девальвации тенге). Нам не зарплаты нужно повышать, а сокращать необоснованные расходы правительства!

Я бы предложил увязать зарплату президента и членов правительства с уровнем инфляции в стране

Если предположить, что зарплаты шахтерам будут повышать без печатания и ввода в экономику страны дополнительной денежной массы и без сокращения необоснованных правительственных расходов (в том числе за счет отмены практики выплаты ничем необоснованных, ничем незаработанных громадных бонусов членам правительства, руководителям национальных компаний, государственных, пенсионных, благотворительных фондов, правоохранительным органам и т. д.) - в чем я очень сомневаюсь, тогда очевидно, что повышение зарплаты шахтерам будет осуществляться за счет сокращения зарплаты учителям, врачам, простым государственным служащим, за счет сокращения пенсий пенсионерам.

Это путь в никуда! Это путь к гражданской войне!

Сокращение государственных расходов – это лишь малая часть проблемы, хотя понятно, что государство в лице правительства успешно решает эту проблему простым печатанием денег, размазывая инфляцию по всему общенародному пирогу, снижая градус недовольства граждан, при этом, стравливая все страты населения между собой.

Главная наша задача - это повышение производительности труда за счет развития производительных сил через построение своей промышленной технологической базы в целях наполнения рынка собственной товарной, а не денежной массой, которая и так в громадном избытке. Я вернусь к этому вопросу ниже, а пока хочу остановиться на проблеме бесконтрольных расходов правительства, способствующих увеличению бюджетного дефицита.

Итак, сегодня наша государственная машина работает в режиме, когда наши расходы превышают наши доходы. И эту образовавшуюся бюджетную дыру мы затыкаем за счет внешних заимствований и Национального фонда, увеличивая внешний совокупный долг и сокращая свои золото-валютные резервы. То есть, мы проедаем больше, чем производим. Мы живем не по средствам! Мы воруем у своего будущего поколения, оставляя им громадные долги.

Значительная доля издержек государственного управления лежит на правительстве и связанных с его содержанием расходов. Мы не знаем, сколько получает президент и члены правительства, но мы узнаем из различных открытых источников о многомиллиардных бонусах, выплачиваемых руководителям госкомпаний, пенсионных и благотворительных фондов после очередных разоблачений правоохранительными органами преступной деятельности некоторых из них, сбежавших за границу с нашими деньгами.

Мы не знаем, но предполагаем, сколько фирм-прокладок задействованы в логистической цепочке импортно-экспортных операций, жирующих на нехитрой схеме воспроизводства казахстанского капитала «купи-продай - купи и снова продай!», подпитывающей нынешнюю долговую систему и никак не способствующей финансированию реального сектора экономики. В этой цепочке сотни, если не тысячи менеджеров (руководителей так зазываемого малого и среднего бизнеса), получающих многомиллионные зарплаты и бонусы не за счет добавленной стоимости за промышленную переработку полуфабриката, а за счет накрутки на цену, которую мы оплачиваем в супермаркетах за не нами произведенный товар по инфляционной цене.

Мы знаем о проблеме межфирменной задолженности, на которую приходится львиная доля внешнего совокупного долга нашей страны, а это около $90 млрд, или более 70% внешнего совокупного долга, который не контролируется правительством. Этот долг формируется за счет закрытых перечислений валютных средств от материнской (головной) компании международной корпорации своему дочернему подразделению на территории Казахстана, имеющему статус государственной акционерной компании (с государственной долей участия). Государство не контролирует процесс «целевых» расходов валютных поступлений в страну через свои дочерние компании (правительство не знает, на ЧТО и КАК именно тратятся эти валютные вливания в дочернюю компании, так как это, дескать, внутреннее дело международного юридического лица), но правительство отвечает по долгам дочерних компаний, как отвечает за долги некоторых банков второго уровня с государственным участием.

Мы только можем догадываться, насколько «эффективно» используются эти межфирменные валютные трансакции, принимая во внимание, насколько «эффективно» государство в лице нашего правительства использует общегосударственные активы. Ее эффективность выражается в одной строчке: внешний совокупный долг РК на сегодня составляет $167,7 млрд, а соотношение внешнего долга к ВВП приближается к 100%, при этом накопленная инфляция за все годы нашей так называемой независимости превышает 1 287, 29 (тысячу двести) процентов!

Будь моя воля, я бы немедленно инициировал финансовый аудит и инвентаризацию всех материальных активов на балансе правительства и государственных компаний, включая активы всех дочерних подразделений международных корпораций с государственным участием на предмет выявления неразумных (ничем необоснованных) затрат, включая заработные платы руководителей и акционеров.

Понятно, что ни один человек внутри нынешней долговой системы, включая президента и членов правительства, не заинтересован в таком шаге. Именно поэтому я постоянно говорю о необходимости формирования своего теневого правительства, законодательной и судебной власти, которые инициируют такие шаги в будущем вместо голимой критики действий властей, не имеющей никакого внутреннего содержания и, соответственно, перспектив ее реализации. Нужно понимать и осознавать, что ни одна система не может разрушить саму себя изнутри, тем более, когда она, опираясь на все государственные ресурсы и контролируя их, заточена на самовыживание.

Я бы предложил ограничить зарплату президента и членов правительства суммой в 1 млн тенге (по нынешнему курсу), увязав эту зарплату с уровнем инфляции в стране. Их зарплата, как и зарплата руководителей всех государственных компаний и государственных фондов, должна быть увязана с уровнем текущей инфляции. Если инфляции выросла на 10% в течение определенного периода, их зарплата должна быть снижена на 10%. Повторный скачок уровня инфляции и, соответственно, девальвации национальной валюты должно иметь своим последствием их немедленное увольнение!

Более того, ни один государственный служащий, как и ни один руководитель государственных и частных (да, да, и частных!) структур, не должен получать зарплату выше зарплаты президента (то есть, не более 1 млн тенге). Я много раз писал и повторюсь: государственную службу, как и престиж государственной службы, нужно сокращать, выгоняя лучшие кадры в производственный сектор, который мы должны незамедлительно начать выстраивать посредством привлечения технологических инвестиций промышленно развитых стран Запада и Японии, проведя институционально-правовую реформу.

Хотите стать президентом, премьер-министром, членом правительства и получать зарплату в 10 млн тенге, предложите народу детальный план сокращения накопленной за все эти годы инфляции в 1 200%, вернув тенге к первоначальному курсу 4,7 тенге за $1. Если у вас такого плана нет, забудьте о карьере государственного служащего!

P.S. Почему так важно уровнять зарплаты между руководством страны и простыми гражданами? Для достижения сбалансированного соотношения уровня потребления и уровня производства нам нужно добиться равенства прав, в том числе и имущественных прав, которые позволят нам запустить систему договорно-обязательственного права, то есть, горизонтальные отношения, стимулирующую отдачу коллективного труда. Мы должны кинуть все свои ресурсы, в том числе и главным образом трудовые ресурсы, на то, чтобы добиться производства максимально возможного объема товарной массы – от производства гвоздей и велосипедов до производства автомобилей и самолетов, перетянув на свою территорию максимальное количество производственных технологий передовых стран. Так и только так мы можем добиться своего места под Солнцем в рамках жесточайшей конкуренции за увеличение производственной доли в системе международного разделения труда, определяющей выживаемость суверенной нации.

Нынешнее правительство продолжает думать только о своей выживаемости. Оно стремится выжить за счет нас (за счет значительного снижения уровня жизни населения страны), неэффективно распоряжаясь (распоряжаясь исключительно в своих собственных узкогрупповых интересах) тем, что принадлежит всем нам. Это нужно четко осознавать и не питать иллюзий, что кто-то о нас позаботится.

Автор живет в Алматы

Публикуется с согласия автора

Статья опубликована в блоге Тулеухан Искаков в Facebook