Николай ВОРОНИН: Напрасные надежды

В борьбе науки с темнотой и невежеством зачастую верх берёт второе, ибо оно куда горластее
22 декабря 2024, 10:02 |  Мнения

Вице-министр науки и высшего образования РК Дархан АХМЕД-ЗАКИ заявил, что сегодня в науке Казахстана трудится 25 473 ученых, и это на 3 000 больше, чем в прошлом году. В этом году на развитие науки выделено 194 млрд тенге из бюджета и еще 100 млрд поступило от недропользователей. По существующему закону добывающие компании обязаны направлять один процент своей прибыли на исследования.

Миллиарды тенге наука получила. А где результат? Об этом вице-министр науки скромно умолчал. Правда, выразил надежду, что когда-нибудь наш ученый получит Нобелевскую премию. Как говорят, мечтать не вредно, но не за такие же миллиарды. Если учесть, что за годы независимости не замечено, чтобы открытия наших ученых сыпались как из рога изобилия, то надежда чиновника так и останется надеждой. А если принять во внимание, что и среднее и высшее образование до того зареформировано, что их престиж упал до критической отметки, то у меня и вызывает недоумение заявление вице-министра по поводу ежегодного прироста количества ученых аж по три тысячи. Даже в ряды армии призывников набирают с помощью полиции - не хотят служить. А ряды ученых растут. Откуда их берут?

Работодатели недовольны знаниями выпускников наших учебных заведений. Да и откуда им браться, если у нас высшее платное образование - это «услуга», и этим всё сказано. «Приватизация бывших государственных вузов привела к снижению качества профессиональной подготовки специалистов. Там действует алчный принцип зарабатывания денег», - сказал академик Национальной инженерной академии Едил МАМЫТБЕКОВ (газета «Время» № 50 за 04.04.24 г.).

В институт сейчас идут за дипломом, а не за знаниями. Говорят, что без хорошего повара нет ресторана. Без ученых нет открытий и изобретений. Не помню, где прочитал, что в Казахстане есть лёгкий путь стать ученым. «Шустрый» выпускник института, понимая, что полученных знаний недостаточно для работы в той или иной организации, выбирает науку. Сначала он тратит много времени, например, на пересчёт количества чешуек на коже змеи. В результате доказывает, что чем длиннее и толще змея, тем больше чешуек на её коже. Вот и кандидат наук. Змея кожу поменяла - он опять пересчитывает. Цель одна - написать докторскую дисертацию на тему «Меняется ли количество чешуек на новой коже змеи». Вот вам и доктор наук.

Многие ученые занимаются научными изысканиями не потому, что стремятся познать истину, а потому, что хотят стать докторами наук. Это и заработная плата, и известность. А известно, что заниматься интересным делом и зарабатывать деньги - две разные вещи.

В особом ряду стоят учённые историки. Они трактуют иногда вещи так, что складывается впечатление, будто выросли они не в садах науки, а на навозе низкопоклонства. В угоду власти современные историки могут переписать историю далёкого прошлого. Например, государство Чингисхана называют Первым Казахским государством (1206-1223 гг); улус Джучи (Золотую Орду) - Вторым Казахским государством (1223-1480 гг.) Казахское ханство - Третьим (1480-1847 гг.) Далее идёт «колонизация Россией» (1847-1991 гг.). (Б. Кыстаубаев «Главные противники Чингисхана: Тайные войны в ракурсе истории». Алматы. 2010 год. Стр. 104)

Молчат современные историки о том, что именно в период «колонизации» в Казахстане и было построено то, что сейчас благополучно рушат. Сколько ещё можно продержаться на том, что дали «колонизаторы»?

Вот потому у нас в борьбе науки с темнотой и невежеством зачастую верх берёт второе, ибо оно куда горластее, агрессивнее и воинственнее.

А теперь вернёмся к миллиардам расходуемым на науку. «Объём неэффективного использования средств государства в 2023 году превысил 500 млрд тенге (Sputnik.kz. 05.07.24 г.) Если судить по результатам нашей науки, то получается, что более половины неэффективно использованных средств и ушло на такую науку.

Яблоки падают на землю каждый год, но только одно умное яблоко упало на зрелую голову Ньютона, и в результате мы получили закон всемирного тяготения. Не знаю, или потому, что в Алматы сады раскорчевали под застройку коттеджей для чиновников и бизнесменов, или потому, что среди наших учёных не хватает зрелых голов, но про Нобелевские премии мечтать бесполезно.