Диана ОКРЕМОВА: Культура на нефтяных деньгах
Депутаты Парламента одобрили очередной «отщип» денег из национального фонда Казахстана. Для поддержания штанов экономики страны из него планируют взять 3,25 трлн тенге ($6,5 млрд). «Зачем и на что?» - справедливо задастся вопросами любознательный налогоплательщик. И будет неприятно удивлен, поскольку доподлинно узнать, куда уходят нефтяные деньги, тот еще квест. А разобраться в назначении этих расходов - и вовсе несбыточная мечта. Но мы попробуем.
«Получается, что Нацфонд - это копилка для избранных, а не деньги для будущих поколений»
Национальный фонд Казахстана - это финансовые активы на счетах правительства и Нацбанка, которые формируются за счет излишков от нефтяных доходов. Создан он был для благородных целей, главная из которых - накопление средств для будущих поколений. Это логично, потому что все доходы от полезных ископаемых не должны доставаться только тем, кто их нашел и достал из земли. Поскольку недра страны принадлежат народу, то должно перепасть и тем, кто будет жить после нас. Примером идеи послужил норвежский нефтяной фонд, который стал одним из самых успешных и эффективных в мире (сегодня на его счетах - $1,5 трлн). Но в нашем случае что-то пошло не так, поэтому сходство с Норвегией закончилось лишь на названии.
Логично предположить, что Нацфонд должен расти и множиться, но в Казахстане уже много лет правительство регулярно отщипывает от него изрядные куски. Сначала это аргументировалось экономическим кризисом, потом - последствиями пандемии, спасением банков, сейчас - дефицитом бюджета. При этом уже несколько лет за счет трансфертов из Нацфонда покрывается 20% всех расходов государства. Вдумайтесь в эту цифру - одна пятая часть. На мой взгляд, она страшна: это говорит о катастрофическом неумении планировать бюджет и непрофессиональном финансовом управлении. И, конечно, о беспросветной, всепоглощающей коррупции.
Было бы не так обидно, если бы деньги Нацфонда тратились на какие-то срочные, непредвиденные цели. Ан нет! Оказывается, без нефтяных средств никак не может развиваться культура. Поэтому в прошлом году на «повышение конкурентоспособности сферы культуры и искусства, сохранение, изучение и популяризацию казахстанского культурного наследия и повышение эффективности реализации архивного дела» пустили 573 372 000 тенге. Я, конечно, понимаю важность развития архивного дела, но чтобы делать это за счет Нацфонда? Интересно, как культурный вопрос решается в странах, где в принципе нет нефти...
Лично мне не совсем понятна логика финансирования развития спорта. После оглушительных коррупционных скандалов в этом году, когда стало очевидно, что деньги оседают в карманах чиновниках и мало помогают олимпийским достижениям, в следующем году на спорт дадут вдвое больше - более 62 млрд тенге. Догадайтесь, откуда? Правильно, из Нацфонда.
И самое печальное, что проследить судьбу этих трат практически невозможно: отчеты об их использовании не публикуются, равно как и не оценивается эффективность. Получается, что Нацфонд - это резиновая копилка для избранных, а не деньги для будущих поколений. Само его существование, кажется, многим не дает покоя, поэтому разбазаривание идет полным ходом. На мой взгляд, без контроля, без целей, без понимания, что будет дальше.
И все высокопарные заявления о спасении экономики просто смешны, поскольку по-настоящему никто не заботится о стране в долгосрочной перспективе. Культ личного обогащения здесь и сейчас продолжает процветать. А что будет с будущими поколениями - остается вопросом риторическим и мало интересным нашему правительству.
Последние новости