Юрий БОНДАРЕНКО: Инвалиды и общество

Думаю, что поддержка инвалидов, равно, как и тех, кто на пенсии, это не просто акты благотворительности.
9 ноября 2024, 09:00 |  Мнения

К этим размышлениям меня подтолкнула телепрограмма об инвалидах на местном ТВ. Гостьей была Аруна Жаксагулова, которая знает проблему не понаслышке. Увы, не понаслышке знакомы с этой проблемой и сотни таких, как я, костанайцев.

Естественно, что в одной программе все не очертишь и не на все дашь четкие и однозначные ответы. Проблема сопоставления советского и современного подходов нуждается в отдельном скрупулезном анализе. Замечу только, что и тогда было по-разному, и не все инвалиды воспринимались, как пациенты. Сколько было замечательных уже в послевоенном труде одних только инвалидов Великой Отечественной войны, пронзительнейший пример - судьба нашего земляка Василия Семеновича Макотченко, который вернувлся с фронта без руки, но стал доктором исторических наук…

Главное тут - не в ученой степени, не в регалиях, а в востребованности и возможности трудиться. А как обстоит дело сейчас? Какова ситуация с обучением и трудоустройством инвалидов, как обстоит и должно обстоять дело с транспортом и разнообразной помощью людям с ограниченными возможностями?

Думаю, что поддержка инвалидов, равно, как и тех, кто на пенсии, это не просто акты благотворительности. Нет. Это еще и акты взаимоподдержки государства, общества и индивидов, такие акты, которые крайне нужны и государству, и обществу в целом. Ведь ограничение возможностей в чем-то одном совсем не означает, что человек при своей квалификации и прочих данных может быть не просто занят, а и полезен обществу.

Но, конечно же, такую возможность быть полезным, либо, при более тяжелом положении, ощутить реальное внимание, призваны обеспечить и общество, и государство.

Пока это отвлеченные слова. А что уместнее на практике? Скажем, для обеспечения передвижения колясочников, тех, у кого травмы нижних конечностей, либо тех, кому по тем или иным причинам трудно передвигаться? Очевидно, что и нерационально, и невозможно все обычные рейсовые автобусы, маршрутные такси и т. п. приспособить для инвалидов определенного рода. Но вот увеличивать количество специального, причем государственного транспорта совершенно необходимо.

Да и с пандусами, и иными причиндалами не все линейно. Требовать их везде и всюду – просто напрягать бизнес и поощрять формализм и халтуру. Уместней сосредоточиться на тех объектах, которые могут быть более посещаемы инвалидами определенных категорий. Да и не только об инвалидах уместно думать. Возьмите ТРЦ MART. И пандусы замечательны, и выбор продовольственных и иных товаров неплох. И работники внимательны. Но заметьте: спуск в продуктовую часть – автоматический, а подъем, да еще с полными сумками - пешком.

А живая помощь инвалидам? Здесь, вроде бы, и соцработники есть. Но все ли в силах охватить кадровые работники? Я ответа не знаю. Зато, как и сотни других, вижу ежедневно миленьких мальчиков и девочек, собирающих деньги на помощь больным детям. Вроде бы благое дело. Но ведь они же с детства приучаются не зарабатывать деньги, часть из которых потом можно было бы отдать на ту же помощь, а клянчить их. И сколько тратится времени, которое можно было бы использовать для наглядной, осязаемой помощи слабым, больным, престарелым и инвалидам: и в прогулке сопроводить, и в магазин сходить, да и не только. Помню, как в те годы, когда Кустанай в основном был усеян частными одноэтажными домами, мы, мальчишки, почитали за счастье прийти по просьбе к одноногому учителю пения, чтобы пилить и колоть дрова.

Не критиканствую. Просто хотел бы узнать от более компетентных то, что интересно не мне одному: что сегодня для инвалидов и больных делают наши молодежные объединения и на какую конкретную помощь от них можно рассчитывать? Вопрос не риторический. Мы давно дружим с женщиной - педагогом с колоссальным стажем. Социальный работник к ней ходит, А вот сопровождать на улицу некому. Даже за деньги. Но есть же, наверное, та молодежь в педагогических учебных заведениях, что могла бы проявить себя и в этом.