Александр ОЛЕЙНИК: Мытарства оброчного, или Как я пытался быть честным налогоплательщиком

26 октября 2024, 09:00 |  Мнения

Хорошо, что есть под рукой городской стационарный телефон. Еще в бытность мою индивидуальным предпринимателем выписал себе на рабочий стол необходимые номера в налоговой, куда нужно звонить для решения или во избежание проблем. Итак, я беру телефон, открываю свой блокнот и начинаю набирать заветные цифры…

Сразу предупрежу: если вы хотите дозвониться в налоговую службу в Рудном, лучше берите выходной. А еще лучше - не звонить вовсе и лично, так сказать, засвидетельствовать свое почтение. С мобильного телефона вы не дозвонитесь точно, но с городского шанс есть. Возможно, вам повезет и вы сможете в течение часа пробиться.

Итак, передо мной штук пять нужных номеров и довольно простая задача: узнать сумму имущественного и земельного налога, чтобы оплатить вовремя.

Первые попытки начинаю еще летом - июль-август. Эти попытки безуспешны. Ну ничего, время еще есть, думаю. В сентябре уж точно дозвонюсь.

Сентябрь. Звоню. Занято. Звоню на второй номер. Занято. На третий. С добавочными. Идут гудки. У меня заготовлена речь: «Здравствуйте, я хотел бы узнать сумму налогового платежа по имущественному и земельному налогу». В трубке щелчки, куда-то переключают – включается музыка. Слушаю музыку. Минута. Две. Обрыв звонка. Снова звоню. Уже занято. Звоню на другой номер. Отвечает другой голос. Выдаю свою скороговорку. Слушаю музыку… Проходит уже около получаса. Поговорил, наверное, с шестерыми. Уже начинаю путаться. Один раз переключили на отдел внутренней безопасности. Ого! Аж сам испугался. Снова дозвон! В этот раз голос уже узнаваемый: «А что, вам так и не ответили?!» «Нет!». Снова музыка, и снова обрыв. Летом мне это надоело и я больше не дозванивался. Но сейчас я проявляю настойчивость и продолжаю свои «мытарства» по «кругам налогового дозвона».

Наконец-то мой вопрос поняли и трубку взял нужный, специально обученный человек. «Внимание, в целях безопасности разговор записывается» (это важно). Итак, под запись разговора мне сообщают, что налоговой задолженности у меня нет, а следующие налоги мне необходимо оплатить лишь в следующем году.

Если специалист говорит такое под запись – как не поверить? Но на сердце все же неспокойно. Пришел октябрь (налоги нужно оплачивать до 1 октября). У супруги выходной, прошу ее навестить налоговую, проверить, все ли в порядке у нас.

Каково было ее удивление, когда она узнает, что у нас задолженность и уже начисляется пеня. Она сидит перед улыбающейся начальницей.

- А я забыла вам выставить, сейчас выставлю, через пару часов в Каспи появится, там и оплатите.

- То есть, забыли вы, а пеня начисляется нам?

Продолжает улыбаться.

Пеня -19 тенге. Небольшие деньги, заплатил и забыл. Но, согласитесь, что для честного человека, который со своей стороны сделал всё, чтобы не быть виноватым, и всё же стал виноватым без вины – это мучительно.

Цифровизация Казахстана идет полным ходом. У нас есть «Правительство для граждан», платформа e-gov, уведомления в Kaspi, watsapp, и обычный стационарный, городской телефон. Но ничего из этого не работает. Ничего.

И ты в глазах государства по-прежнему злостный неплательщик, и тебя надо наказать еще и пеней, кроме оброка. А начальницу эту забывчивую, или специалиста того, который под запись заверял, что все хорошо, кто-то накажет?

Квитанция появилась в Каспи почти через два дня. Оплатили. Можно выдыхать. До следующего раза. Каждый год одно и то же. Каждый год одна надежда: когда-нибудь жизнь наша изменится к лучшему?

*Мытарь - это «откупщик» или «сборщик налогов».

**Мытарства - разг. мучение, страдание, тяжёлые, неприятные хлопоты.