Александр ОЛЕЙНИК: О маркетплейсах и «Казпочте»

1 сентября 2024, 11:01 |  Мнения

10 мая этого года я написал заметку «О маркетплейсах. Мысли обывателя», а 23 мая первое кредитное бюро DataHub в своем телеграм-канале приводит статистику и довольно внушительные цифры, из которых следует, что казахстанцы только за 2023 год потратили на покупки товаров на маркетплейсах почти 1,8 трлн тенге. Это больше, чем государство потратило на ЖКХ или общественный порядок и безопасность: на ЖКХ расходы госбюджета - 1,9 трлн, на общественный порядок - 1,6 трлн тенге.

На телефоны и гаджеты, купленные на маркетплейсе каждым четвертым казахстанцем, было потрачено 486,2 млрд тенге, что сопоставимо с доходами годового бюджета Костанайской области на 2023 год.

Доля электронной торговли, согласно данным Бюро национальной статистики, составляет 12,7%, и государство планирует увеличить ее до 20%.

На мой взгляд, это больше походит на «крышевание рынка»

Очевидно, что все эти покупки проходят, как говорится «мимо кассы», о чем я и писал уже в предыдущей заметке. В соответствии с действующим таможенным законодательством покупки через зарубежные торговые площадки относятся к товарам для личного пользования. И декларируются они, только когда их стоимость превышает 200 евро, а вес не превышает 31 кг (тут, кстати, китайцы очень сильно помогают, они заведомо пишут на пакете, что внутри сущая ерунда, которая стоит меньше доллара). Вот так по мелочи, по мелочи, а значительная часть из этих 1,77 трлн тенге утекла за границу.

«Непорядок!» - подумали законодатели и составили консультативный документ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «О таможенном регулировании». Короче, все эти цифры очень беспокоят наше правительство, особенно с учетом их пожелания увеличить долю электронной торговли до 20%. Министр торговли и интеграции А. Шаккалиев на заседании Правительства РК еще в январе отметил: «Назрела необходимость отдельного регулирования ввоза таких товаров… предусмотрено декларирование всего объема товаров электронной торговли непосредственно операторами электронной торговли либо физическим лицом-получателем товаров (по выбору физического лица)». В общем, задумались, как бы это все прибрать к рукам, ой простите, проконтролировать.

18 августа КазТАГ публикует статью о готовящихся изменениях в законодательстве. Из которой можно сделать наблюдение, что правительство почти определилось с вопросом, кого же назначить смотрящим и кто заслуживает доверия. «Оператором электронной торговли будет являться действующий почтовый оператор АО «Казпочта», - указывается в проекте. Дальше идет «многабукафф» о том, куда и в какие статьи какого кодекса будут вноситься изменения, и в целом информация для обывателя практически нечитабельная.

Мне стало интересно, потому что я писал и о маркетплейсах, и о «Казпочте» в свое время. Так вот АО «Казпочта» - это квазигосударственная организация, дочерняя компания, 100%-й пакет акций которой принадлежит организации с государственным участием АО «ФНБ «Самрук-Қазына». По закону председателем совета директоров является премьер-министр. Правительство утверждает стратегию, приобретение и продажу крупных активов и так далее. То есть фонд будущих поколений фактически представляет собой министерство по управлению государственными бизнес-активами.

Опять же, под словами «Государство» и «Правительство» мы в Казахстане подразумеваем ограниченный круг определенных людей. Не народ, конечно же. То есть и эти деньги будут оседать, или хотят, чтобы они оседали, в чьих-то конкретных карманах. Я не экономист, но мне видится это именно так.

Легче ли будет от этого народу, то есть лично мне, покупающему товары на маркетплейсах? Скорее всего, нет.

Вывод о том, как «Казпочта» наводит порядки, можно сделать из простого наблюдения: достаточно посетить ее пункты выдачи и сравнить с пунктами Оzon или Wildberries. Плюс к этому с большой долей вероятности вырастут или добавятся какие-то таможенные пошлины, введут ограничения, усложнится логистика. На мой взгляд, это больше походит на «крышевание рынка», то есть маркетплейсам будет позволено и дальше работать, но с «отстегиванием» определенного процента «регулятору».

Ну что ж, поживем - увидим. Возможно, когда-нибудь наша жизнь и изменится к лучшему.