Юрий БОНДАРЕНКО: За что зацепляться памяти?

Для истории и для человеческих сердец нет «совковости» и «несовковости»
4 августа 2024, 09:02 |  Мнения

В спорах о грядущей печальной участи кинотеатра «Казахстан» меня зацепила не столько сама судьба именно этого здания, сколько очень грамотно изложенные комментарии: «Господи, будем приезжим кинотеатр «Казахстан» показывать? Что все так цепляются за эти «совковые» ценности? Если хотим национальный колорит сохранить или исторические традиции, то юрту надо ставить в центре города. А кинотеатр «Казахстан» давно уже морально и исторически устарел. Пусть бога ради снесут и построят новое красивое здание. Насчет отеля не уверена, конечно. Кому он нужен здесь?...»

На мой взгляд, в полемике о «Казахстане» в тени остаются два вопроса. Первый: как снос и новостройка скажутся на судьбе сквера? Ведь здание буквально обросло тем, что связано со сквером. И насколько возможна и оправдана была бы внутренняя реконструкция кинотеатра, скажем, для превращения в современный киноконцертный зал и т.п.?

Но мне лично кажется, что куда значимей другой вопрос – о врастании памяти в нашу жизнь. И это уже далеко не вопрос о том, что показывать туристам, а о нас самих. Замечательно, что строятся новые районы и возводятся дома с новой планировкой. Но почему-то при этом стало своеобразной, считай столетней традицией топтание на том, что делалось до нас. Когда-то грохнули собор. А иже с ним и многое иное. Потом и школу Алтынсарина. Конечно, новое здание с совсем иными функциями импозантнее. Но о нем уже не скажешь: «Вот здесь был наш великий земляк. Педагог и просветитель!»

Наша беда в том, что, декларируя свою привязанность к истории, мы постоянно ломаем и ломаем. Если бы об одном кинотеатре шла речь! То забор вокруг сквера убираем. То скамейки меняем. То лебедей заменяем фонтаном. И оказывается, что личной памяти и зацепиться за что-то будет трудно. А ведь те места, где вас все меньшее связывает с детством, юностью и просто с минувшими десятилетиями, все меньше воспринимаются, как родные. Вспомните песню «С чего начинается Родина?» Не с бесконечно меняемой красоты, не с размаха фантазий, а с дорогих сердцу «мелочей». Ведь мы же ценим игрушки и какие-то предметы детства не за их красоты, а за то, что это – островки памяти. Вот таких островков, включая и деревья, и кафешки, в которых вы или ваши родители были и 40, и 50 лет назад, становится все меньше.

А ведь и здания, даже фонари, и уличные скамейки – это не просто то, что создано кем-то, во времена оны. Это еще и память о людях. Во Франции, к примеру, до сих пор чтят места, где пил кофе Сартр. Да и у нас считанные десятилетия назад можно было видеть в одном, уже сменившемся кафе рядом с университетом фото, где его работницы запечатлены рядом с Валерием Леонтьевым. А сколько достойно именитых лиц из разных регионов Казахстана побывало у нас в городе! И каждый раз их пребывание было связано с конкретными местами…

Нет, я не против изменений, как таковых. Не против новшеств. Но для истории и для человеческих сердец нет «совковости» и «несовковости». Для них есть потоки памяти, не считающиеся ни с официальными административными и прочими границами, ни с чиновным рвением и оборотистостью тех, кто из каждого «трансформирования» стремится извлечь прибыль.

Одно дело, когда стены стандартных зданий украшают национальным орнаментом, а то и профессионально сделанными изображениями. Это реальное движение вперед. И совсем иное, когда каждое новое поколение «преобразователей» стремится утверждаться за счет бесцеремонного сметания прошлого, будь то здания, иные атрибуты памяти, либо названия, которыми играют, как жонглеры шариками или булавами.

Прошлое не терпит бесцеремонности, и оно мстит нам за нее настоящим и будущим.

 

Читайте также:

ПСД и эскиз Novotel отсутствуют — В отделе архитектуры прокомментировали строительство французского отеля в Костанае