Отец казахстанской моды Алексей Чжен о том, что развращает профессию дизайнера и почему в стране не развивается легкая промышленность
Сауле КУАНБЕК
«Одеть казахстанцев во все казахстанское» - удалось ли основателю Kazakhstan Fashion Week Алексею ЧЖЕНУ решить эту задачу за 20 лет этого национального проекта? На этот и другие вопросы "НГ" он ответил во время недели моды в Костанае.
По мнению Чжена, продукт отечественной индустрии моды станет доступным для казахстанцев и рентабельным производством только при условии, что государство будет развивать легкую промышленность. Решение многих таких вопросов зависит от волевого решения чиновников. Те, в свою очередь, ждут "пинка" главы государства.
Алексей Чжен, казахстанский дизайнер, основатель KazakhstanFashionWeek / Фото Сауле КУАНБЕК
- Казахстанская неделя моды существует больше 20 лет и только в этом году она пришла в Костанай. Почему?
- Все действующие недели моды, которые существуют в Казахстане, это развлекательные шоу. У нас же немного другая история. Kazakhstan Fashion Week – это не про развлечения, это про легкую промышленность, модную индустрию, рабочие места, обучение специалистов и т. д., и т. п. Мы пропагандируем идею «одеть казахстанцев во все казахстанское», и это не просто слова. Известные сейчас в Казахстане дизайнеры - это все те, кто вышел из Kazakhstan Fashion Week.
Почему Костанай? Мы увидели здесь колорит многонациональности и ощущение вероисповедания - это определенное ДНК вашего города, региона. И мы решили попробовать, чтобы KFW развивал здесь костанайских дизайнеров, чью одежду бы с удовольствием одевали бы - не потому, что местные, а потому, что достойные.
Мода любого города нашего необъятного Казахстана - это визитная карточка. Не обязательно, чтобы она была этнической, народной, главное - чтобы модную одежду можно было носить в повседневной жизни, не теряя нашей истории.
На показе KazakhstanFashionWeek свою коллекцию представила костанайский дизайнер Фариза Сеилхан
- Сегодня в Казахстане есть модная индустрия?
- Да, есть. Конечно, ее не может не быть. Когда мы начинали, не хватало специалистов, сейчас уже больше тех, кто работает в модной индустрии. Но, к сожалению, появились псевдоспециалисты, которые шапочно знают эту сферу. Что происходит в итоге? А происходит развращение клиентуры. Такие «дизайнеры», как правило, накрутили себе подписчиков, при этом не владея ситуацией, транслируют им поверхностное…
- Давайте предметно - что в них не так?
- Знаете, у нас можно утром проснуться и стать дизайнером, понимаете. Они при этом имеют достаточно много финансов, любовников или любовниц, богатых родителей… Но работа дизайнера – это труд. Здесь нужно понимать анатомию человека, для этого люди учатся, рисуют, нужно иметь понятие цвета… А тренды - это все дополнительная история.
Если ты не видишь человека, как ты можешь видоизменить, что-то добавить? Ни в коем случае не надо делать человека лучше, он уже сам по себе хорош. А вот какие-то нюансы внести в его образ - это уже очень сложно. Во-первых, потому, что уже все придумано. Но если есть полет фантазии...
В Казахстане очень много талантливых людей. Но люди, как правило, стремятся туда, где лучше. И то, что у нас рядом, мы забываем про это. Но у нас - все лучшее, просто надо дать возможность людям, чтобы они смогли раскрыться.
Но этот вопрос – чиновникам. Когда они будут серьезно относиться, тогда у отечественных дизайнеров будет основание больше работать.
Показ KazakhstanFashionWeek в Костанае прошел 26-27 июня в «Жастар сарайы»
- Большое видится на расстоянии. У истоков зарождения проекта KFW вы заложили миссию «одеть казахстанцев во все казахстанское». Удалось ли воплотить?
- Да. Конечно, не в тех масштабах, как мы мечтали, но большинство казахстанцев уже знают и с удовольствием носят казахстанские бренды. Я имею в виду не только медийных людей. Казахстанская неделя моды сегодня вышла в массы, в хорошем понимании. Мода стала доступной, и люди стали надевать нашу одежду. Я вижу это на разных мероприятиях: городских, светских, дорогих, бедных. Да, люди одевают казахстанское.
- Средний чек…
- Он разный у разных дизайнеров. Да, меня часто спрашивают, почему казахстанские дизайнеры такие дорогие? Это же не потому, что они жадные, понимаете. Вся проблема в том, что в Казахстане не производят ткани и фурнитуру. Растаможка, да и очень дорогое оборудование плюс работа. Очень мало, честно говоря, специалистов, которые умеют шить и кроить. Есть много университетов, которые обучают дизайнеров. Но они не дизайнеры, они - художники, и это немного разные вещи.
На показе KazakhstanFashionWeek в Костанае свою коллекцию представила известный казахстанский дизайнер Адиля Ботабаева
Вот, например, на показе будет коллекция дизайнера Адили Ботабаевой. Конечно, ее работа о многом говорит. Адиля закончила европейскую школу, это дизайнер, которая стартанула за три года. Она рисует свои принты, издает свои ткани. Сейчас ее работы продаются в Корее, Японии. У нее вещи - как конструктор LEGO, могут видоизменяться: из рюкзака может превратиться в юбку, а из юбки в сумку и так далее. Это надо иметь уровень технологии для того, чтобы скроить свое видение. В свое время Адиля Ботабаева выиграла конкурс Adidas. Представляла KFW на Миланской неделе моды, была в Париже, Стамбуле. Она выступает под брендом «made in Kazakhstan».
Свою коллекцию представила костанайский дизайнер Дарина Нурсултан
- Становление Адили, как дизайнера, было за рубежом. А что вы скажете о тех, кто вырос в наших условиях?
- Я смотрю на работу дизайнера не только с точки зрения качества: ткань, цвет и так далее. А смотрю с точки зрения идеи. Если есть идея, можно подобрать ткани, фурнитуру, конструкции... Если у дизайнера нет идеи, то это мертвый бренд, его коллекцию не спасут ни красивые ткани, ни дорогое шоу… Дело в том, что покупателя нельзя обмануть. О дизайнере можно писать хорошо и много, но если его коллекция не продается, он должен задавать себе вопрос «Почему?». Мы всегда говорим дизайнерам: если ваш покупатель мама, подруга, родственник - это не показатель. Ваш продукт должен покупать человек, который не знает вас.
Зрители могли приобрести одежду популярных отечественных брендов
- Так все-таки у казахстанского дизайнера покупают?
- Конечно! Аида Кауменова, Леонид Жеребцов – все, кого вы видели на показе, это одни из продаваемых в стране дизайнеров.
- Не так много жителей нашего региона, кто сможет позволить себе одежду Аиды Кауменовой…
- У нее есть разные линии. Давайте посмотрим на это так. Уровень культуры закладывается в каждой семье. Многие собирают деньги, чтобы купить фейковую сумку Louis Vuitton. Для чего?! Возможно, чтобы закрыть свои гештальты. В надежде - если куплю поддельное, стану лучше. Но это миф, это даже, я бы сказал, неуважение к себе. Но это мое мнение. Лучше накопить деньги и купить у казахстанского дизайнера оригинал. Понимаете, в чем разница?
Свою коллекцию представила костанайский дизайнер Наталья Шарова
- Смотрите, материалы, которые используют наши дизайнеры, даже взять рудненского дизайнера Наталью Шарову, это красивые войлочные изделия. Но она изготавливает ткань из итальянского войлока… Получается, что казахстанцев мы одеваем в казахстанское из итальянской ткани и японской фурнитуры?
- Этот вопрос не к дизайнерам. Дизайнер не может изготавливать ткани. Он - творец. Этот вопрос мы должны задать государству, министру, который курирует вопросы легкой промышленности. Если будут созданы предприятия по производству текстильной продукции, казахстанцы будут пользоваться этим. Появятся рабочие места, люди не будут выезжать на работу в другую страну, деньги останутся здесь, налоги уплачены - все это в круговороте. И страна процветает.
Об этих вопросах мы всегда говорим. Интересны в этом отношении Кыргызстан, Узбекистан, где сохранились традиции Советского Союза. Все ведущие компании, мировые бренды заказывают у них одежду и шьются. А у нас…
- …почему? Потому что невостребованное, нерентабельное производство?
- Нет, просто хотим все быстро: «купить – продать». А понятие «производить» - это же долгий процесс. Надо иметь терпение. Но мы хотим быстро заработать… Надеюсь, что когда-то найдется меценат, который построит хорошую фабрику, при этом будет понимать, что сразу не сможет отбить с нее доход. Такой, пусть звучит пафосно, но он обязательно войдет в историю того или иного города. Пусть он будет производить не одежду, а хотя бы хорошее постельное белье, которое всегда востребовано, или детскую одежду, которую будут носить казахстанские дети, при том, что новое поколение будет расти.
Все известные в Казахстане дизайнеры вышли из KazakhstanFashionWeek, отмечает Алексей Чжен
- У вас и той же Аиды Кауменовой есть имя. Не секрет, что значит имя в Казахстане - есть влияние, авторитет в определенных кругах. Соответственно, к вам прислушиваются. Удалось ли донести до чиновников те задачи, назовем это так, которые стоят перед вами, как непосредственными участниками модной индустрии?
- Честно скажу, нет. Но мы об этом говорим. Сейчас создают креативные недели. В которых мы участвуем и не участвуем. Иногда не понимаю, зачем они созданы, что там «креатируют»… При этом страна пишет, о том, что появился какой-то мурал на стенке, и это выдается за великое арт-искусство. Но, простите, я в этом ничего не понимаю, для меня это очень странно. Или, например, когда бывший аким Алматы установил в городе белку из соломы, потратив огромные деньги. Но, коль вы хотели их потратить, пригласите казахстанского скульптора и пусть сделает из старого металлолома арт-объект, на фоне которого будут фотографироваться не только алматинцы, но и гости города. Все это странно, такой трэш. Почему чиновники в этом не заинтересованы? Я думаю, потому что на этом не сделаешь политической карьеры, это такая неблагодарная вещь, в моем понимании. Думаю, если президент даст какое-то поручение…
- Мода - это часть культуры, а культура - это наше с вами лицо. Во что мы одеты, то и транслируем миру. Алексей, с высоты вашего опыта, что бы вы пожелали костанайцам?
- Хочу пожелать не только костанайцам, но и всем: всегда оставаться человеком, независимо от того, что происходит в вашей жизни. Я не хочу говорить, что вы должны надевать или нет. Да ничего вы не должны! Модно - не модно, вы сами все знаете. Я желаю, чтобы в вашей жизни всегда были правильные люди, с кем бы вы могли пройти эту жизнь красиво, достойно. И оставили после себя, пусть это звучит пафосно, след в своей жизни, независимо от того, чем вы занимаетесь.
Полную версию интервью смотрите в нашем Instagram-профиле
Фото Ксении РЕБИК
Последние новости