Андрей КОВАЛЬ: Пенсионная система – реформы неизбежны
Очередное «письмо счастья» от ЕНПФ нуждается в детальном анализе о состоянии доходности и стратегии инвестирования по доступным источникам информации.
Небольшая справка. Пенсия в Казахстане складывается из трех составляющих: базовой, солидарной и накопительной. Базовая и солидарная части выплачиваются государством из бюджета, а формированием накопительного компонента занимается Единый накопительный пенсионный фонд (АО «ЕНПФ»). Созданный 22 августа 2013 года в результате добровольно-принудительного «объединения» частных структур, управлявших пенсионными накоплениями граждан, на базе Государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ).
С тех пор все вкладчики ЕНПФ могут ежемесячно получать сведения об остатках и о движении денег на счете (-ах) по состоянию на 1 число каждого месяца. Эти электронные письма или сообщения стали называть «письмами счастья». Поскольку все мы связываем с пенсией какие-то лучшие ожидания в силу синдрома «отложенной жизни» и стремления вырваться из замкнутого круга «работа-дом» со значительным перевесом работы, как источника существования.
Схема с сайта ЕНПФ
В идеале все красиво и правильно, пенсия многоуровневая и ничто в трудовой биографии не будет забыто. Но есть ряд но, которые по косвенным признакам говорят, что в системе не все в порядке.
1. Несмотря на значительный объем накопленных средств - 19 трлн тенге - все позднее и позднее поступают данные от ЕНПФ. В этот раз 21 июня (за май!!!), хотя Нацбанк РК вывешивает данные по инфляции гораздо быстрее. Этот вопрос мы адресуем чиновникам из ЕНПФ и надзирающими за ними господам из НБ. Неужели посчитать наши деньги в своем кармане настолько проблематично? Или у них там нет порядка с нашими деньгами? Раньше данные поступали 3-6 числа каждого месяца. Возможно, кто-то опять поменял правила игры, не уведомив партнеров?
2. Уровень инфляции в очередной раз обгоняет доходность ЕНПФ. Если честно, то таких управляющих в частных компаниях увольняют без выходного пособия за провал работы. Но тут ситуация другая. И вопрос о крайне низком уровне доходности при наличии банковских инструментов на уровне 14-17% годовых мы адресуем уже в Нацбанк. Вопрос звучит почти риторически: «Как так?». Хотя о чем это я. У них получается дизайн банкнот менять почти идеально. Доходность наших пенсионных накоплений 3,49%, а инфляция, по расчётам Бюро национальной статистики, 3,5%. И к первому, и особенно ко второму показателю есть вопросы, но разница, повторюсь, уводит наши накопления в минус. В 2021 году этот показатель составлял 11,13% при инфляции 8,4%, то есть реальная доходность была положительной.
В 2022 году наши деньги вообще постигла катастрофа. Доходность пенсионных активов ЕНПФ по итогам года составила 6,55% при инфляции 20,3%.. Реальная доходность активов ЕНПФ сложилась отрицательной – минус 13,75%. При такой убыточности за 7 с небольшим лет наши деньги съест инфляция. В 2023 году ситуация по доходам чуть подравнялась - 10,11% при инфляции 9,8%. И вот все повторяется по негативному сценарию. А значит, проблема системная
3. Инвестирование средств ЕНПФ в низкодоходные государственные финансовые инструменты и сомнительные (например, торговые центры) проекты ставит вопросы уже гораздо выше - на уровне правительства и Минфина. И если бы это были перспективные прорывные, инфраструктурные проекты, в сфере ключевых технологий, способные оказать синергический, кумулятивный эффект для экономики и принести доходы через 2-3 года, что в существующих условиях не очевидно, то вкладчиков, «конечных бенефициаров», надо информировать. Но не тут-то было. Нас информируют только об отрицательном сальдо с учетом весьма скромно посчитанной инфляции (мы понимаем, методики такие) и о возможной компенсации в будущем, может быть...
Вывод. Если существующая на сегодня законодательная база мешает эффективно управлять значительными, огромными средствами ЕНПФ, то ее надо менять быстро, точно и безжалостно. Мы видим сегодня живой интерес со стороны нескольких финансово-промышленных групп к пенсионным деньгам, и уже идет информационная атака на действующую систему, что она «не вывезет» через 5-10 лет всех пенсионеров на безбедный уровень. Но также понимаем: этот интерес вызван необходимостью «короткого» и низкодоходного инвестирования, что не отвечает интересам населения из числа будущих пенсионеров. В то же время система не генерирует необходимый уровень доходности по ряду объективных причин. А значит, реформы необходимы, но в интересах большинства населения… В противном случае противоречивые заклинания статистиков о «молодеющем» и одновременно «стареющем» Казахстане не спасут, и система, по прогнозам ряда экономистов, начнет или продолжит (?) краткое, но яркое падение по баллистической траектории, обнуляя сбережения под маховиком инфляции.
Автор - кандидат экономических наук, начальник центра науки КРУ им. Ахмет Байтұрсынұлы, член Общественного совета Костанайской области
Последние новости