У нас было «очень много букв». В профессиональный праздник работников СМИ вспоминаем о прессе времен СССР
Галина КАТКОВА
Праздников, точнее дат, имеющих отношение к деятельности прессы, в Казахстане теперь целых два. Один из них - Национальный день печати - даже привязан к моменту выпуска первого номера газеты «Казах». Интересно, что отмечать это дело взялись тогда, когда из жизни исчезают бумажные издания. Кто не забыл, сколько их было в «самой читающей стране мира», поднимите руку. Наверняка вас, да что там - нас, автор тоже в этой команде, уже немного. Но если вы читатель по природе, то у нас с вами многостраничные общие воспоминания.
От нуля и старше
Периодика сопровождала советского человека с ранних лет и до старости. Я родилась в 60-х, и мне кажется, что на эти времена пришелся пик журнально-газетного разнообразия.
Раритетные выпуски «Огонька» и сегодня читать интересно
Для меня пятилетней выписывали журнал «Веселые картинки». Название полностью соответствовало содержанию - картинки, по большей части веселые. Или занимательные: найти различия на двух парных, разгадать рисованные загадки, прочесть пиктограммы, просто тогда я не знала, что это они. В журнале печатали книжки-малышки, которые мы с папой вынимали и аккуратно складывали. На его страницах организовался Клуб веселых человечков, в который входили Карандаш, Буратино, Незнайка, Самоделкин и Дюймовочка.
Цепкая детская память зафиксировала, что в «Веселых картинках» печатали рисованные истории, а то, что говорили герои, помещалось в «пузыри» около их ртов. Комиксы это были, одним словом.
Периодических изданий в СССР было не просто много, а очень много
Я рано научилась читать. И мне тут же выписали «Мурзилку», потом настал черед журналов «Пионер», «Костер», литературно-художественных изданий для подростков. И литература там присутствовала настоящая. В «Костре», например, в разное время публиковались Михаил Зощенко, Сергей Довлатов, Вениамин Каверин.
А в «Пионере» существовала Академия домашних волшебников. Позже ее выпуски собрали в книгу и она выдержала несколько переизданий - так хороши советы волшебницы Калинки, которая учит варить, шить, печь, со вкусом одеваться... Написана эта хозяйственная повесть была отменно.
Читают все
Само собой, мне предназначались и газеты - союзная «Пионерская правда», казахстанские «Дружные ребята», потом - «Комсомолка», которую мы из-за клуба «Алый парус» рвали друг у друга из рук со старшим братом.
Впрочем, у него был свой пакет изданий - газеты «Советский спорт», «Футбол-хоккей». Отдельную прессу имела мама, учитель русского языка и литературы: журналы «Литература в школе», «Русский язык», «Семья и школа», в котором я второклассницей, кажется, обнаружила изумительную математическую сказку Генриха Сапгира «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика». Потом публиковалось продолжение про Лошарика. И это очень помогло как-то настроить на точные науки мои гуманитарные мозги. Кстати, это замечательное пособие тоже переиздавалось.
У папы, совхозного токаря, который своим знанием истории и географии мог заткнуть за пояс любого собеседника, была своя почта. Так у нас говорили: «Иди глянь, почту принесли?»
Отцовский список - это неизменно газета «Известия» («Правду» и «Труд» не выписывали), «Литературка» и бесконечный перечень журналов, где из номера в номер публиковались длинные произведения, в том числе детективы, а также любимейший «Вокруг света» - наша энциклопедия дальних странствий.
Боже ты мой, на какие тяготы наше семейство обрекало почтальона Марию Шленчак, которая совершала по поселку бесконечные челночные рейсы с раздутой брезентовой сумкой на ремне! Она приносила нам «Новый мир», «Звезду», «Аврору», «Простор», «Иностранную литературу», «Роман-газету», «Огонек», «Смену», «Юность», «Крестьянку» или «Работницу» (договаривались на что-то одно каждый год), «Человек и закон» (отец уважал там повести Анатолия Безуглова), «Молодую гвардию», а также сатирические «Крокодил», «Шмель», «Перец».
Рядом с калиткой у нас висел почтовый ящик, с которого была снята верхняя крышка, чтобы больше печатной продукции влезло. И мы такие, читающие, были в поселке не единственными. Еще же и книги дома были, да в каких количествах! Помню, мама со Всесоюзного съезда учителей в Москве привезла пять кило столичных конфет и неподъемный чемодан шикарно изданных книг.
На всякий интерес
Заговорили с коллегой Еленой Пикельной о прессе недавнего прошлого. Выяснилось, что мы одной крови. Их семья еще и массу специализированных, научно-популярных журналов получала. В СССР, кажется, на каждое увлечение гражданина выпускалось отдельное издание. Мы с Леной пришли к выводу, что просто перечень того, что мы регулярно вынимали из почтовых ящиков, может занять газетную страницу.
На этот научно-популярный журнал было чертовски трудно подписаться
Я до сих пор храню подшивку «Огонька» 1991 года, последнего года в истории СССР. Журнал времен редакторства Виталия Коротича был по-настоящему крутым. Писал про то, на что не решались другие. В номере за июль - публикации о дезертирстве из армии, о том, что реформы превратились в наливание «нового вина в старые мехи», интервью с американским миллионером, который по убеждению уехал из США и осел в Одессе. А какие авторы публиковались: Юрий Карабчиевский, Владимир Солоухин, Григорий Остер. И еще это номер, в котором политобозреватель Георгий Рожнов писал зло и остро о беспрецедентном «наезде» на Михаила Горбачева будущих участников ГКЧП. До августовского государственного переворота оставалось меньше месяца.
А Елена принесла из своих архивов экземпляры журналов «Природа и человек», «Природа», «Юный натуралист», «Земля и Вселенная», «Наука и жизнь», «В мире науки», на который чертовски трудно было подписаться, «Вокруг света» и приложение к нему - малоформатный журнал «Искатель», где печаталась фантастика и приключения, «Уральский следопыт», «Техника молодежи» и «Юный техник», конечно же, «Приусадебное хозяйство» - бестселлер для дачников нескольких поколений, а также журналы «Цветоводство», «Аквариум», «Рыбоводство и рыболовство».
Казалось, что на каждое увлечение есть отдельное издание, это для цветоводов
- «Рыболовство», потому что отец рыбачил, - выборочно комментировала коллега, - а в журнале «Цветоводство» была рубрика «Зеленая копилка» с адресами, по которым люди обменивались семенами, другим посадочным материалом. Я сама из Прибалтики через эту «копилку» получала луковицы гладиолусов.
Через рубрику «Зеленая копилка» в журнале «Цветоводство» шел обмен посадочным материалом
Быстрее, еще быстрее?
Вечером после работы я зависла над принесенным Леной журналом «Химия и жизнь», он всегда слыл потрясающим. Издание Академии наук СССР было научно-популярным в лучшем смысле слова. Наобум открыла статью «Взрыв Сверхновой потряс Солнце и Землю?», а в ней прогнозы по изменению климата и цитата одного из видных советских ученых-климатологов, создавшего еще в 70-е годы алгоритм глобального потепления: «В сущности, мы должны осознавать, что человечеству предстоит как бы переселение на другую планету с совершенно новыми климатическими условиями». Возрастание активности Солнца в 80-летнем цикле и рост концентрации углекислого газа работают в унисон. К 2050 году состояние окружающей среды потребует создания международного «Закона об атмосфере как всемирном достоянии». Это было написано в 1990 году. Умно написано, интересно, аргументированно.
В журналах "Крестьянка" и "Работница" были специальные вкладки, которые можно было собирать как отдельную периодику
Наверняка и сейчас в свет выходят классные статьи, пусть на других носителях. Было бы только желание вчитываться, познавать, использовать. А с этим явно проблемы.
Собрав много вкладышей с советами по хозяйству, шитью или садоводству, люди их даже переплетали
Именно по прессе сегодня видно, как деградирует и отмирает навык вдумчивого чтения. «Простите, друзья, у меня будет слишком много букв», - так звучит популярная оправдательная формула пишущего в Интернете. Автор переживает, как бы не перенапрячь мозги подписчиков, а то - бац! - и отпишутся от блогера после его второго предложения.
На повестке дня - судорожное потребление информации. Одни хватают новости, псевдоновости, микроновости и т. д. за хвост и, ведя счет на секунды, выгружают на сайты, в соцсети, каналы, анналы... Другие заглатывают из них первые десять слов и немедленно выдают на них суждение, комментарий. Кто не успел с обеих сторон, тот не в тренде, бренде, неэффективен и неуспешен. Вы понимаете, чему в этой гонке надо аплодировать?
Вопрос риторический. Без новостей, конечно, нельзя в быстротекущей жизни, но без нормального, неспешного чтения человеческий интеллект остается на голодном пайке. Не голодайте, уважаемые!
Фото Ксении РЕБИК
Последние новости