Александр ОЛЕЙНИК: О маркетплейсах. Мысли обывателя
Маркетплейсы - это онлайн-площадки, где продаются товары разных продавцов. Для продавца маркетплейс - это посредник между ним и покупателем, а для покупателя - платформа, на которой можно в одном месте купить самые разные товары: от одежды до электроники.
Последние годы, отчасти и после ковидных ограничений, внесли свои коррективы и в розничную торговлю. Я работаю как раз в этой сфере обычным продавцом. И моя зарплата напрямую зависит от количества продаж. Если в ковидный 2020-й и пару лет после торговля сохраняла какую-то инерцию, то в последние два года наблюдаются большие проблемы. Беседую на эту тему с предпринимателями, занятыми в разных сферах, наблюдения одни: торговли в магазинах нет! Не продаются ни вещи, ни электроинструменты, ни бытовая химия. Можно связать это с низким уровнем дохода или еще какими-то факторами. Но думаю, что в первую очередь это напрямую связано с развитием маркетплейсов. Как покупатель и активный пользователь маркетплейсов, сразу скажу: для меня это круто!
«Там, где раньше были в каждом доме аптеки, сейчас пункты выдачи товаров»
Польза маркетплейсов: широкий ассортимент товаров, удобство и доступность. Покупатели могут совершать покупки онлайн не выходя из дома и выбирать удобные способы доставки. Можно сравнивать цены, читать отзывы и принимать информированные решения. Можно купить товары в рассрочку или кредит. Удобно и быстро, для меня пункт выдачи находится буквально в 20 м. Я перестал ходить в обычные магазины. Только за молоком или мясом.
Несомненно, существуют определенные риски (но я пока не попадал). Площадка для торговли не может проверить каждую единицу, что повышает вероятность покупки бракованного товара. Ограниченный контроль над процессом оплаты и доставки. Логистические риски, недобросовестные продавцы. В июне 2024 года вступят в силу новые рекомендации, одобренные коллегией Евразийской экономической комиссии. Они определяют общие подходы к защите прав потребителей в электронной торговле, но не являются обязательными. На сегодня у маркетплейсов нет никакой ответственности за нарушение прав потребителей на их электронных платформах. Законопроект предлагает обязать владельцев маркетплейса включать положение о соблюдении требований закона о защите прав потребителей в договор с предпринимателями.
Какая польза или вред от деятельности маркетплейсов для государства?
В мае 2022 года компания PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК) представила результаты исследования «Анализ рынка розничной электронной коммерции в РК» за 12 месяцев 2021 года. Доля маркетплейсов составила около 82% от общего объема продаж в стране.
Деятельность зарубежных маркетплейсов может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику страны.
1. Валютные риски. Флуктуации курсов валют могут повлиять на доходы продавцов и покупателей, особенно при конвертации валюты при совершении транзакций.
2. Экономическая и политическая нестабильность. Деятельность зарубежных маркетплейсов может подвергаться риску из-за изменений в экономической или политической ситуации в стране. Например, введение новых налогов или торговых санкций может негативно повлиять на маркетплейсы и их участников.
3. Ограничения на внешнюю зависимость. Зарубежные компании могут доминировать на местном рынке, что может препятствовать развитию отечественных индустрий. Кроме того, администрация страны-хозяйки может предоставлять налоговые льготы, чтобы удержать зарубежные компании в стране.
4. Информационные риски. Недостаточная прозрачность и недостоверная информация о товарах и услугах на маркетплейсах могут привести к недовольству покупателей и ухудшению репутации.
Как обыватель, я доволен тем, что маркетплейсы есть и работают рядом с моим домом. Как человек, который получает зарплату от продаж в розничном магазине, я вижу, что торговли нет, а значит, не будет зарплаты, то есть я не смогу покупать даже на маркетплейсе - не на что.
Как гражданин страны, тут у меня две мысли. Во-первых, я понимаю, что Казахстан еще долго не сможет конкурировать с такой страной, как Китай, по производству ширпотреба, или Россией, чьи маркетплейсы сейчас доминируют. Во-вторых, я понимаю, что деньги, которые я заплатил за товар на маркетплейсе, уйдут из страны. Они будут служить другой стране, улучшая благосостояние ее граждан, городов и сел. Тут, конечно же, можно сказать что с нефтью или другими ресурсами страны дело обстоит точно так же… Но, чтобы думать в этой сфере, нужно специальное экономическое образование, а у меня его нет.
Вот такие мысли обывателя. Я смотрю по Рудному: там, где раньше были в каждом доме аптеки, сейчас пункты выдачи товаров. И я думаю, что еще один риск от маркетплейсов - культурный: люди в конечном итоге перестанут общаться между собой. Уж не знаю, хорошо это или плохо. Кому как.
Последние новости