Николай ВОРОНИН: Строить АЭС надо, но страшно
Атомная электростанция нам необходима. Но возникает опасение в способности наших специалистов ее эксплуатировать. Если у нас на обычных тепловых станциях взрываются котлы, то что может произойти на атомной? Ведь взрыв парового котла - это просто детская хлопушка по сравнению со взрывом атомного реактора.
Вообще, со строительством атомной станции происходят какие-то непонятные шараханья. В 2019 году вновь избранный президент Токаев предлагал тему АЭС закрыть, а через два года он сам заявил, что без строительства атомной станции стране не обойтись. Министр энергетики Саткалиев сообщил, что Казахстан рассматривает предложения по строительству АЭС. Тут и «Росатом», французы, корейцы, китайцы и еще две американские компании. По словам Саткалиева, решение будет приниматься после проведения референдума. Видимо, правительство уверено, что АЭС быть. Да, зная нашу систему голосования, не быть уверенным нельзя, что власть решит - так и будет. Эти выборы, референдумы - просто бесполезная трата денег.
Но настораживает уверенность, с которой власть утверждает, что страна располагает научными и производственными кадрами для эксплуатации АЭС. Откуда такие кадры? Педагогические эксперименты, топорные реформы загнали наше образование в такую яму, что, как оттуда выбраться, никто не знает. Хуже того, оно постоянно катится вниз. Каждый новый министр просвещения придумывает что-то новое.
Наша средняя школа дает все что угодно, только не систему знаний. Зато школьникам нужны комфортные школы с психологами и полицейскими. Их нельзя перегружать тяжелыми учебниками. Родители не смеют не только шлепнуть ребенка, но даже грубо говорить с ним.
У молодого поколения есть высшее образование благодаря только наличию платного, но нет среднего образования. Наше платное высшее образование есть не что иное, как узаконенная продажа дипломов. Там главное - своевременная оплата за учебу. И если даже невооруженным взглядом, без всяких комиссий, видно, что у молодого человека вторая группа инвалидности по мозгам, диплом он все равно получит. Так мы получаем, например, не мыслящих врачей, а мыслящие рецепты. А если у папы денежки не кончились, то такой студент поступит в аспирантуру - вот вам и новый ученый. Потому у нас и наука иногда опирается на представления о магических и сверхъестественных силах.
После некоторых «открытий» нашей науки задумаешься, не для того ли она, чтобы сочинять сказки? Иначе как объяснить утверждение казахстанского кандидата сельскохозяйственных наук (не помню фамилию), что если в году сделать вместо двенадцати тринадцать месяцев, то мы резко повысим урожайность?
7 ноября президент Токаев принял ректора КазНУ им. Аль-Фараби, который доложил, что вуз реализует 400 научных проектов, общая стоимость которых составляет 1,8 млрд тенге. Огромную сумму истратили, а о результатах ректор скромно умолчал. Видимо, там разработки типа: какая тень - от осла или лошади - выглядит темнее? Таким образом, наши ученые знают все на свете, но не совсем точно. Не помню кто сказал, что наука есть лучший способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства. Это точно о нашей науке.
Следует отметить, что и школьники, и студенты сейчас без компьютера и шагу не ступят. С одной стороны, может, и неплохо. Но у каждого вопроса есть две стороны. Вот что сказал российский писатель, популяризатор науки Р. К. Баландин: «Компьютерные версии представляют разрозненные ответы на те или иные вопросы. Возникает эффект «рваной мысли» (одна из форм шизофрении), пригодный для решателей кроссвордов и участников соответствующих телеигр, но чрезвычайно вредный для формирования интеллекта. Только хорошая книга учит размышлять самостоятельно и вырабатывать цельность мышления». Известно, что наша молодежь книг не читает.
От человека не зависят многие события в его жизни. Он не может выбрать принадлежность определенной эпохе, классу, этносу и т. д. Однако он может выбирать себя, например, в эпохе: каким ему быть, какими жизненными критериями руководствоваться, совершать ли благое или стать подлецом. Это зависит от образования и воспитания. Наше образование, к сожалению, этому не способствует. И непонятно, откуда у власти такая уверенность в наличии у нас высококлассных специалистов в атомной энергетике?
Последние новости