Юрий БОНДАРЕНКО: Нужна ли нам историческая память?
На эти заметки меня натолкнул разговор на ходу с одним из молодых корреспондентов. В прошлом один их самых активных и сильных студентов КРУ. В настоящем – один из наиболее заметных и интересных авторов газеты. И он заставил задуматься над тем, что мне-то казалось очевидным.
То, что напрямую сопряжено с религиозными гранями культуры, остается в тени сознания молодых, либо просто вне его
Мне и сейчас приходится встречаться со студентами разных колледжей. И мимоходом я упомянул, что много умненьких, желающих учиться. Но вот один из самых последних опросов продемонстрировал кое-что показательное. В то время, когда столько копий ломается вокруг оценок и переоценок наших революций и гражданских войн, в целой группе 18-19-летних, говоря о Гражданской, один-два вспомнили Троцкого. Несколько не в силах назвать имена – лишь то, что были красные и белые, и красные победили. Подошли к Великой Отечественной войне. Напрягая память, вспомнили только казахстанцев. О Зое Космодемьянской понятия не имеют и многие студенты университета.
Да что студенты, если при недавнем многолюдном обсуждении переименования улиц в ГШДТ (бывший Дворец пионеров) звучал вопрос: а кто такой Карбышев, достоин ли он нашей с вами памяти? Заметьте, распались не только страна и социалистическая система, но и Историческая Память дробится на крошащиеся осколки памятей местечковых.
И тут дело не просто в идеологии, о которой столько шуму. Полушутя спрашиваю: « А кто такие Давид и Голиаф?». Образы мировой культуры, пришедшие к нам из Библии. И никто, даже из тех, кто окончил «художку» и «музыкалку», не смог ответить. Церкви строим, мечети строим. О благости религии вещаем велеречиво. А то, что напрямую сопряжено с религиозными гранями культуры, остается в тени сознания молодых, либо просто вне его.
"А нужна ли нам эта самая «историческая память»? А надо ли это?" - прозвучали достаточно убежденно слова моего собеседника. Живут же американцы без этого.
Насчет американцев я бы все-таки спросил у тех, кто больше осведомлен. Например, у Лили Вагановны Саркисян, сведущей (профессионально!) и в литературе, и в социальной психологии. Интервью с ней, мне думается, было бы очень уместно на страницах газеты.
А вот насколько нужен нам в нашей обычной, да и профессиональной жизни язык культур? Разве не можем мы обойтись без знания Давидов и Голиафов?
Об этом хотелось бы услышать мнение тех, кто еще прикасается к книгам и газетам?
Последние новости