Владимир МАРТЫНОВ: Экология подождёт?
15 апреля Костанайскую область посетила министр экологии и природных ресурсов Зульфия Сулейменова. Была организована встреча с общественностью и личный приём граждан. На личный приём я записался заранее.. У меня к ней было два вопроса…
Первый – про очистку Каратомарского водохранилища от засилья сине-зелёных. По этому вопросу присутствовавшие на приёме руководители территориальных подразделений министерства сказали, что сначала необходимо провести многофакторное обследование (МФО) водохранилища, в том числе и качества воды, содержащейся в нём, и только по итогам этого обследования будет решаться вопрос по сине-зелёным.
20 апреля я обратился в РГУ «Тобол-Торгайская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов Комитета по водным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов РК» с вопросом:
«Здравствуйте! На личном приёме у министра экологии Сулейменовой З. Б. в Костанае 15 апреля было сказано о необходимости проведения МФО Каратомарского водохранилища. Прошу сообщить, когда оно планируется, кто его будет проводить, какие параметры тела плотины и водной толщи будут проверяться. В какой степени будет изучаться влияние сине-зелёных водорослей на состояние экосистемы водохранилища?»
11 мая пришёл ответ, в котором было пояснение:
«По имеющейся информации, на территории Костанайской области за весь период эксплуатации балансодержателями ни на одном ГТС (гидротехническом сооружении), в том числе Каратомарском водохранилище многофакторного обследования не проводилось. Ранее инспекцией в адрес акиматов районов и городов Костанайской области, а также балансодержателей ГТС (в том числе и РГП «Казводхоз» - балансодержателя Каратомарского водохранилища) было направлено информационное письмо о необходимости проведения многофакторного обследования ГТС. Результаты полученной информации касательно сроков проведения многофакторного обследования ГТС, а также вопроса влияния сине-зеленых водорослей на Каратомарское водохранилище будут опубликованы на официальных аккаунтах инспекции, а также направлены всем заинтересованным лицам по мере».
По мере чего – непонятно. Видимо – по мере поступления этой информации…
Вывод какой? Все согласны, что МФО делать надо, но кто, когда, как и на какие деньги всё это будет делать – неизвестно. Всё остаётся на уровне разговоров о необходимости.
Второй вопрос к министру - о расположенном практически в жилой зоне между посёлками ХПП, ФЗО, станцией Железорудной и городом Рудным склада железорудных окатышей ССГПО.
Показал министру два ролика. На первом видно, какая пыль поднимается, когда на складе работает экскаватор.
На втором видны результаты – эта металлическая пыль оседает на всей территории города и её можно собирать магнитом.
Пояснил, что этот склад пылит на головы людям не один десяток лет, люди всем этим дышат, но ССГПО никаких мер не принимает. А мера может быть и должна быть только одна – вынос склада за территорию города с учётом розы ветров так, чтобы больше ничего и никогда на город не сыпалось.
В ответ от местных специалистов прозвучало мнение, что при анализах проб воздуха превышения норм ПДК не обнаружено (!). Разумеется, если эти пробы брать в тихую безветренную погоду при неработающем экскаваторе, то загрязнения воздуха не будет.
На вопрос министра о возможности переноса склада за пределы жилой зоны было сказано, что это практически невозможно.
Можно с уверенностью делать вывод, что склад никто никуда переносить не собирается и эта металлическая пыль и дальше будет оседать на наши головы и в наши лёгкие.
В «утешение» мне было предложено высказывать своё мнение на этот счёт на общественных слушаниях, посвящаемых данной проблеме.
И вот в конце апреля мне позвонили из управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Костанайской области и предложили принять учаcтие в общественных слушаниях по проекту «План мероприятий по охране окружающей среды на 2023-2025 гг.», которые были запланированы на 2 мая. Я поехал, предварительно ознакомившись с этим самым планом (есть в редакции).
Коротко поясню, о чём речь… С некоторых пор принято решение, что деньги, которые предприятия раньше платили в госбюджет в качестве налога под названием «Плата за эмиссии в окружающую среду», теперь выплачивают в бюджет области и они должны в полном объёме тратиться на мероприятия по охране окружающей среды. То есть, на такие проекты, которые призваны делать экологию области более дружелюбной к людям. Воздух и вода должны становиться чище, лесопосадки – гуще, мусор должен сортироваться и перерабатываться и т.д.
Про склад железорудных окатышей в этом плане я ничего не обнаружил. И правильно. Ибо перенос его за пределы города – задача и ответственность хозяина этого склада, то есть ССГПО. Деньги же, о распределении которых идёт речь в плане, целевые из областного бюджета и должны бы в объёме 100% от поступления тратиться на природоохранные мероприятия… Но!
Первый же раздел плана «Охрана атмосферного воздуха» вызвал недоумение и у меня, и у других участников слушаний. Из 11.7 млрд тенге, предусмотренных на три года, почти половина – 5.2 млрд - в этом разделе направлены на капитальное строительство газопроводов, газораспределительных сетей и разного типа котельных, работающих на газе.
Дело, конечно, хорошее, но почему вопросы капитального строительства должны решаться за счёт средств, которые в обязательном порядке должны направляться исключительно на решение проблем экологии? Ведь строительство газопроводов и котельных - это решение задачи обеспечения домохозяйств газом, теплом и горячей водой… Да, загрязнение атмосферы при использовании газа значительно ниже, нежели при сжигании угля и мазута, но это скорее побочный эффект, а не цель.
Первым по этому вопросу высказался С. Ж. Бейсимбаев, руководитель РГУ «Тобол-Торгайская межобластная бассейновая инспекция рыбного хозяйства» (время на записи 50:55):
- На первый год стоит сумма 1,369 млрд. тенге на строительства газопроводов в области. Это вопросы отдельного министерства. Есть республиканские и другие трансферты. Почему должны мероприятия по газификации осуществляться за счет экологии? Рационально ли использовать местный бюджет на данные мероприятия?
Его поддержал другой участник слушаний – экоактивист из Рудного Максим Фролов (время на записи 1:03:12):
- Логичнее, рациональнее было бы тогда за счёт этих средств перевести на газ Рудненскую ТЭЦ, обеспечивающую теплом и горячей водой 120 тысяч населения.
Когда дали слово мне (время на записи 1:14:06 и 1:54:00), я тоже сказал, что речь идёт о нецелевом расходовании средств и лучше эти деньги направить на МФО Каратомарского водохранилища и очистку его от сине-зелёных водорослей с помощью хлореллы. А строительством газопроводов должно заниматься другое ведомство за счёт других источников финансирования.
Полностью видеозапись слушаний можно посмотреть здесь.
Вопросов, замечаний и предложений на слушаниях было много и разных. Организаторы обещали, что все они будут в итоге учтены. Однако в итоговом протоколе практически все они стоят с пометкой «снято».
Видимо, представители ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Костанайской области» и РГУ «Департамент экологии по Костанайской области», отвечавшие на выступления участников, посчитали, что их пояснения являются полными и достаточными, не подлежащими сомнению.
Даже тот факт, что в их собственном докладе два соседних абзаца полностью противоречат друг другу, их не смущает:
«Согласно Бюджетному и Экологическому кодексов РК План мероприятий по охране окружающей среды реализуется за счет бюджетных средств в объеме 100% сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступивших в местный бюджет в течение трех лет, предшествовавших году разработки и утверждения данного плана мероприятий. Поступления в местный бюджет за эмиссии в окружающую среду за последние 3 года составили 26,8 млрд. тенге.»
И тут же:
«Хочу отметить, что Проектом плана не предусмотрен расход средств на мероприятия на все 100% от средств, поступивших в местный бюджет в течение трех лет за негативное воздействие на окружающую среду, так как бюджет области является субвенционным на 70% (проектом Плана предусмотрено 44%)».
Составители плана абсолютно уверены, что все 100% сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступившие в областной бюджет, являются теперь «общими деньгами», которые можно направлять и на капитальное строительство, и на здравоохранение, и на образование и вообще «есть первоочередные нужды населения».
Экология подождёт.
Когда я всё это прослушал, а потом перечитал, у меня появилась одна простая мысль… Почему бы если не все 100%, то хотя бы 90% сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые платят предприятия-загрязнители, не оставлять в бюджете тех городов и районов/сельских округов, на территории которых они ведут свою не самую полезную для здоровья окружающей среды деятельность?
ССГПО пусть 90% платит в бюджет Рудного, Житикаринский ГОК – в бюджет Житикары, АО «Варваринское» - в бюджет Тарановского района с обязательной пометкой «на решение экологических проблем Асенкритовского с/о»… и так далее.
А 10% пусть идёт в бюджет области, чтобы областные чиновники могли тратить их по своему усмотрению.
На мой взгляд, это будет и честно, и справедливо.
Последние новости