Юрий БОНДАРЕНКО: Живая встреча с писателем
Быть может, это покажется старческим брюзжанием, но у меня, да и не только, такое ощущение, что литературно-публицистическая жизнь Костаная в последние годы тускнеет, что особенно чувствуется при сопоставлении с активной жизнью и поисками Русского драматического театра. Не слышно о громких еще не столь давно литературных конкурсах. Не видно журналов, которые еще не столь давно выпускались довольно регулярно. И такие метеоры, как Александра Суслова, лишь ярче высвечивают общее потускнение литературной жизни.
Тем интереснее оказалась встреча в областной библиотеке им. Л. Н. Толстого с приехавшим издалека нашим бывшим земляком и автором книги «Степь» Андреем Рейзвихом. Книга эта посвящена болезненнейшим страницам отечественной истории: Великой Отечественной войне, депортациям и тем страданиям и лишениям, которые захлестнули миллионы людей. Уже сам автор - колоритный образец того сплава этносов и культур, крохотными составляющими которого оказались многие из нас: эпически-кинематографической внешностью казаха, русским именем и немецкой фамилией. Из семьи депортированных немцев и казаха-ветерана, ставшего инвалидом в войне с нацистской Германией.
На мой взгляд, важнейшая особенность встречи – это то, что она оказалась очень хорошо подготовленной. Ведь всякая встреча начинается с приглашения именно тех, кому это будет особенно интересно, и, конечно же, журналистов, способных не на бегу, не формально отнестись к разговору, что тоже бывает далеко не всегда. Значимо и присутствие руководства при таких разговорах, которые даже язык не поворачивается назвать отдающим чем-то казенным словом «мероприятие».
Очень интересным и значимым стало то, что встреча, в которой активно участвовали и доктор историческим наук Дмитрий Легкий, и яркий полемист Аркадий Денисов, не превратилась лишь в пение дифирамбов автору, а стала и полем дискуссии. И это не случайно. Сама проблематика, сам ход обсуждения никого не мог оставить равнодушным.
Не имея возможности из-за небольших размеров статьи нырнуть в воды дискуссии, хотел бы только обратить внимание на необходимость четко разделить две стороны. Одна - право каждого, прикасающегося к истории, говорить о знакомых ему крупицах исторических событий, если только он сознательно не лжет. И вторая – диалектика масштабных явлений, где тьма и свет, боль и радость бывают связаны в одно целое. И тут всякий раз мы рискуем за «малыми правдами» не разглядеть масштабов целого.
Меня же обсуждение подтолкнуло еще раз к размышлениям о необходимости дальнейших, причем сопоставительных исследований данных о депортации со статистическими и аналитическими выкладками о грандиозных перемещениях эвакуированных людей и предприятий на восток страны.
И еще одно. Невольно задумываешься о судьбах миллионов и миллионов, которые в последние десятилетия и особенно годы оказываются сорванными со своих мест и «унесенными ветром» истории в разные уголки уже не одной страны, а целой планеты. Ведь это безо всякого преувеличения наша общая боль, наши уже нынешние кровоточащие раны.
Последние новости