Владимир МАРТЫНОВ: И снова о сине-зеленых...
В последние годы идёт много разговоров о грядущем дефиците воды в мире. Некоторые политики в своих прогнозах договариваются даже до того, что следующие войны будут за обладание водными ресурсами.
В Казахстане вопрос нехватки воды стоит наиболее остро. Но при обсуждении этой проблемы основной упор по умолчанию делается на количестве воды, на том, что и как нужно сделать, чтобы воды было достаточно. Только иногда вскользь упоминается, что вода должна быть качественной, пригодной для питья. И практически ничего не говорится о том, как добиться, чтобы вода в необходимом стране количестве была ещё и качественной.
Между тем, в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой необходимо сделать очень много…
У нас разработан и принят Водный Кодекс. Разработаны и приняты соответствующие Законы и подзаконные акты, приказы, распоряжения и правила различных министерств и ведомств. В них подробно расписаны права, обязанности и компетенции уполномоченных и исполнительных органов всех уровней.
Но нигде прямо не расписано, где им брать деньги на то, чтобы осуществить свои права, исполнить свои обязанности и реализовать свои компетенции в сфере обеспечения населения качественной водой.
Поэтому им каждый раз приходится составлять бюджетную заявку, защищать её в соответствующих вышестоящих инстанциях, где они не всегда находят понимание и, как результат, или получают недостаточное финансирование, или не получают его вообще. В итоге дело стоит, проблема не решается. И только введение режима ЧС иногда позволяет местным исполнительным органам решать проблемы в аварийном порядке за счёт местного бюджета.
Все мы помним, как безответственное отношение к эксплуатации тепло- и энерго-производящих мощностей, недостаточное финансирование их содержания и ремонта приводили к страшным авариям в зимний период. Последние примеры – Экибастуз и Рудный, где без тепла и горячей воды в сильные морозы остались сотни домов, квартир и тысячи их жителей.
В результате равнодушного отношения к лесному хозяйству, недостаточного его финансирования у нас сгорают целые лесные массивы. Яркий пример – прошлогодний страшный пожар в Аулиекольском районе, нанёсший непоправимый ущерб лесной флоре и фауне. Восстановление экологии Аманкарагая займёт много десятилетий при вложении многомиллиардных сумм.
Все мы помним, как халатное отношение к строительству и эксплуатации дамб и плотин приводило к их разрушению и, как следствие, к затоплению целых посёлков, жители которых оставались буквально на улице, теряя всё.
На территории Казахстана в прошлом веке построены десятки крупных и мелких водохранилищ, предназначенных для обеспечения водой промышленности и населения городов и районов, сельского хозяйства. Практически все они введены в эксплуатацию 50 и более лет назад, за исключением Коксарайского, которому всего 12 лет.
Между тем приказом министра сельского хозяйства РК от 31 марта 2015 года № 19-4/286 установлен «Порядок обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений», где в пункте 17 ясно прописано: «Собственник водохозяйственных систем и сооружений или эксплуатирующее лицо ежегодно подвергают многофакторному обследованию водохозяйственные системы и сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния, с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности».
Приказом министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 20 октября 2020 года № 260 утверждены «Правила выполнения многофакторного обследования гидротехнических сооружений и основного оборудования», где в главе 3 описаны «Методы обследования гидротехнических сооружений:
Параграф 1. Визуальное обследование сооружений
Параграф 2. Инструментальное обследование
Параграф 3. Инженерно-геодезическое обследование
Параграф 4. Подводное обследование»
Но из-за отсутствия прямого планового финансирования этих мероприятий все органы, на балансе которых находятся водохранилища, вынуждены ограничиваться только первым параграфом – визуальным осмотром дамб и плотин. Что, разумеется, никак не может гарантировать безопасность этих сооружений, имеющих полувековой и более срок службы в наших сложных климатических условиях.
Что касается самой воды, содержащейся в этих водохранилищах, то она у нас считается общенародной собственностью. А потому не находится ни на чьём балансе и, как следствие, ни за её количество, ни за её качество никто не отвечает и никто об этом не беспокоится по определению. Что, на мой взгляд, чревато самыми разными и самыми неприятными последствиями.
Я уже писал о сине-зелёных, отравляющих воду в Каратомарском водохранилище. Позволю себе ещё раз напомнить суть проблемы…
Антропогенное загрязнение вод, устройство каналов и искусственных водохранилищ с зарегулированным стоком создает благоприятные условия для массового развития цианобактерий – древнейших одноклеточных прокариотических организмов, не совсем точно называемых еще сине-зелеными водорослями. «Цветение» водоемов, вызванное массовым размножением цианобактерий, в наше время приобретает глобальный характер.
По данным мировой статистики, примерно в половине случаев такого «цветения» в воде присутствуют токсины – ядовитые вещества, вырабатываемые цианобактериями. Первое сообщение о гибели домашних животных, пивших воду из «цветущего» водоема, появилось еще в 1878 г. в журнале Nature. А в 1966 г. в бразильском г. Каруару погибли 63 пациента гемодиализного центра. Как выяснилось, для диализа использовали воду, зараженную цианотоксинами. Это событие привлекло внимание исследователей к их изучению.
Каратомарское водохранилище – мелководное. Небольшая глубина позволяет воде достаточно быстро прогреваться, что способствует обильному цветению сине-зелёных. В последние годы ситуация усугубляется тем, что объём воды в чаше водохранилища с каждым годом снижается.
Человек стоит у кромки воды. Его рост 165 см. В лучшие годы вода достигала верхнего края плиты, находящейся вверху справа. Не хватает почти 2 м толщи воды
Если ещё лет 15-20 назад, когда чаша была заполнена процентов на 80-90, прогревание воды происходило медленнее, цветение сине-зелёных происходило в течение одного, самого жаркого месяца лета, то в последние годы, когда воды в водоёме стало значительно меньше (в этом году – едва 65% от проектного), цветение стало начинаться с первых же тёплых дней весны и заканчивается ближе к осени с приходом холодных масс воздуха.
Из-за этих двух факторов (обмеление водохранилища и многомесячное цветение сине-зелёных) концентрация ядовитых веществ в воде значительно увеличилась.
Кроме того, эти яды имеют свойство накапливаться в организме рыб, обитающих в водоёме, домашней птицы и домашних животных, пьющих воду из него. То есть, употребление в пищу мяса рыбы, птицы и животных тоже опасно для здоровья человека.
При этом технологии, применяемые в водоподготовке предприятиями водоснабжения, не позволяют очистить воду от этих веществ. То есть, подаваемая в город питьевая вода по сути своей – ядовита.
Я бы предложил правительству:
1. Разработать государственную программу с прямым финансированием из республиканского бюджета, в которую включить:
1.1 Полное многофакторное обследование всех водохранилищ, расположенных на территории Республики Казахстан, по всем четырём параграфам:
Параграф 1. Визуальное обследование сооружений
Параграф 2. Инструментальное обследование
Параграф 3. Инженерно-геодезическое обследование
Параграф 4. Подводное обследование
1.2 Полноценное исследование качества содержащейся в водохранилищах воды по всем необходимым показателям.
1.3 Полномасштабное изучение донных отложений во всех водохранилищах.
2. По итогам этих исследований незамедлительно разработать государственную программу с прямым финансированием из республиканского бюджета, в которую включить, по необходимости:
2.1 Капитальный ремонт и/или реконструкцию ГТС на всех водохранилищах.
2.2 Дноуглубительные работы для очистки водохранилищ от донных отложений.
2.3 Разработку и осуществление мер по очистке воды от различных видов засорения и отравления и поддержанию необходимого качества воды в дальнейшем.
Только при осуществлении этих программ государство сможет гарантировать безопасную эксплуатацию водохранилищ и качество воды для населения Республики Казахстан.
Здесь могла бы помочь запатентованная ТОО «Научно-технологический центр воды» (г. Петропавловск) технология очистки водоёмов от загрязнения «сине-зелёными водорослями».
Этот способ абсолютно природный и недорогой. Позволяет не просто очистить воду от засилия «сине-зелёных», обеззараживает её, делает воду безопасной для употребления, но и создаёт более благоприятные условия для роста и развития ихтиофауны водоёма.
Только непонятно, почему Казахстан, имея в своём активе эту уникальную и дешёвую технологию спасения водоёмов от отравления, не применяет её на государственном уровне? Ведь проблема водоснабжения, нехватки воды по всей стране не является секретом.
Почему ТОО «НТЦВ» вместо того, чтобы все силы и средства тратить на производство хлореллы и запуск её в водоёмы, тратит массу усилий и средств на объяснения эффективности своей технологии в каждом отдельном случае?
В Костанайской области с возможностями этой технологии практически одновременно были ознакомлены все организации и руководители, которые должны быть заинтересованы в очистке водоёмов, но должным образом отреагировали только руководители ГКП «Костанай-Су». И работа по очистке сточных вод Костаная уже начались.
А кто спасёт Каратомары?
Последние новости