Грачи прилетели и … Часть 2
yudjin
Помните сюрреалистическую картину «Грачи прилетели и ох…ли», написанную в апреле 2019 году на трассе между Костанаем и Затобольском?
Тогда её рассылали по соцсетям и мессенджерам как что-то парадоксальное, трагикомичное и непонятное. Для чего? Кому мешали? Как быть птицам? Внятных ответов ни от заказчиков, ни от подрядчиков, ни от так называемых экологов не последовало.
Комментаторы тогда разделились на два лагеря: ожидающие гигантскую листву и предрекающие гибель деревьев. Да, поначалу вопреки правилам обрезки тополей голые столбы стали давать множество побегов, бешено зеленеть и радовать глаз.
Однако еще на общественных слушаниях с участием подрядчиков и акима города Ахметова биологи говорили, что такая обрезка неприемлема и ведет к гибели ежегодно 10% оболваненных деревьев. Что, собственно, можно сейчас и наблюдать.
Некоторые деревья не очухались в первый же год, другие, дав хилые побеги, засохли на следующее лето. Но их упорно продолжали белить известью, придавая аккуратный вид мертвому телу. Не говоря уже о том, что новая отросшая поросль падает от сильного ветра, отрываясь от стволов практически на всех тополях.
И вот в году 2022-м картина «Грачи прилетели и ох…ли» написана топором и пилой снова. Уже на трассе в сторону Рудного, напротив дачных обществ «Дархан» и «Элеваторщик».
Те, кто регулярно ездит в том направлении, всегда наблюдали множество гнезд, которые были свиты на этих деревьях и обжиты птицами. Теперь под маской «глубокого омоложения» местные «озеленители» превратили деревья в голые вертикально стоящие столбы. Причем эти деревья не несли угрозу ни проводам, ни припаркованным машинам. Они просто никому не мешали и были домом птицам.
Предположу, что причина - в строительстве «кунайской Венеции», которую непременно должно быть видно проезжающим мимо вип-персонам. Но скелеты зданий в степи будут еще не один год доводить до ума, а птицам, вернувшимся в наши края, жить предстоит сейчас.
Хотя ничто человеческое лесорубам не чуждо! Оставили пару деревьев для птичьего общежития.
Да, и хотелось бы привести мнение специалиста о значении тополя для города. Рассказывает дендролог Сергей Дьяченко, который стоял у истоков планомерного озеленения столицы в середине 50-х годов:
- Тополь – уникальное растение. Тогда в Москве не было такой загазованности, как в других развитых европейских городах. Но после трагедии в Лондоне, когда в три дня погибли 10 тысяч горожан – стоял полный штиль и город натурально задохнулся собственными заводскими и автомобильными выхлопами – встал вопрос: а ведь и у нас может такое в будущем случиться! В короткий срок были высажены сотни тысяч тополей. Почему именно тополей? Во-первых, дерево очень быстро растет, во-вторых, очень неприхотливо. Может развиваться практически на любой почве. Но, самое главное, тополю нет равных по объему переработки углекислого газа и производству кислорода. Вдумайтесь только – 30 килограммов чистого кислорода в год!
Тогда озеленители больше думали о здоровье москвичей, которые будут жить после нас, а не о том, как набить свой кошелек.
Раньше тоже производилась обрезка крон деревьев (кронирование), но не так варварски, ветки оставляли. Крона становилась более низкой и росла как бы вширь, не задевая проводов. В то же время количество воспроизводимого кислорода не только не уменьшалось, но и увеличивалось из-за увеличения количества листьев.
При сегодняшних обрезках гастарбайтер по указке начальства тупо подходит с пятиметровой линейкой и спиливает практически все дерево. Иначе как варварством это не назовешь. От такого высокого пенька уже нет никакого прока. Я бы еще хоть как-то мог понять действия городских властей по замене старых деревьев с подгнившей сердцевиной, если бы они полностью спиливали больное дерево, выкорчевывали пенек, удобряли почву и высаживали на этом месте новый тополь мужского пола, которые не цветут и не дают тополиного пуха, который так раздражает горожан в период цветения. Но этого почти не делается.
Отношение к этому виду обрезки деревьев неоднозначное. Мероприятие заключается в срезании всей кроны вместе в верхней частью ствола дерева. Остается столб. Высота столба обычно в пределах от 3 до 10 метров. Вообще во всем мире такой способ содержания и эксплуатации зеленых насаждений считается варварством.
Помимо рассуждений на тему неуважительного обращения с деревом и оскорбления эстетических чувств горожан видом голых столбов, топпинг имеет ряд физиологических и механических проблем.
Во-первых, оттоппингованные деревья во многих случаях не дают вторичной кроны и погибают. Никто не гарантирует выживание такого дерева. Отпад в некоторых случаях достигает 50%. Практически во всех советских городах топпинг является единственно возможным способом эксплуатации зеленых насаждений.
Проблемы начнутся через несколько лет, когда водяные побеги, из которых образовалась вторичная крона на обрезанных столбах, вымахают до 10 метров длинной и 20 сантиметров диаметром. Эти ветви начнут отваливаться от центрального ствола, так как их крепление к стволу значительно менее прочно, чем крепление штатных ветвей первого порядка. Центральная часть ствола к этому времени выгнивает. Таким образом мы опять получим то же самое с чего и начинали - гнилое разваливающееся изуродованное дерево.
Последние народные новости