«Под знаком водолея» - Выставка Олега Кускова, приуроченная к 60-летию художника, открылась в Костанае

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

1 апреля 2022, 13:53 |  Культура

В экспозиции, размещённой в выставочном зале первого этажа галереи - 70 живописных работ, отобранных из всех, что Олег Кусков написал за 33 года творческой жизни.

 

Я хорошо помню, как открыла для себя этого художника. В тот день мы с коллегой-биологом неспешно обходили один из залов краеведческого музея, на стенах которого были развешаны работы костанайских художников. Но в картины особо не всматривались, поскольку внимание было поглощено спором о видовой принадлежности обнаруженного в недавнем походе роскошного паука. И вот, в самый разгар умных рассуждений, буквально боковым зрением я уловила небольшую картину, висящую в самом углу.

И моментально на пыльном чердаке мозга захлопнулся сундук с умными латинскими терминами и запрыгали тёплые солнечные зайчики. О пауках и их замечательных подколенных шипиках думать уже совсем не хотелось. Хотелось бесконечно долго рассматривать эту пронзительно ностальгическую картинку из детства.

А там – всё, как и было тогда: синий киоск на остановке; небольшой автобус  «ПАЗ», в народе ласково именуемый пазиком, проезд в котором стоил 5 копеек; ещё не изуродованные, а самые настоящие деревья с кронами; люди, неспешно идущие по своим делам; приветливое солнце летнего утра. И сразу при взгляде на эту картину возникло вполне отчетливое ощущение солнца не щеке, как будто иду по той самой улице, в том самом детстве и не случилось ещё ничего плохого в жизни.

Биологический спор в тот день так и не был закончен, ибо на меня обрушилось внезапное и всепоглощающее обожание творчества Кускова. И никуда оно, это обожание, не делось, не прошло. С тех пор, посещая сборные выставки, я в первую очередь ищу именно работы этого автора и огорчаюсь, если не нахожу их.

Я человек, далёкий от искусства, и не могу анализировать произведения художников так, как это делают искусствоведы, могу говорить лишь о личных чувствованиях. Именно в них хранится наша память о прожитых днях. Мы можем уже не помнить дат и имён, но то, что прочувствовали - звуки, запахи, тактильные ощущения, тепло или холод - остаётся с нами практически навсегда.

"Ностальгия по детству" (ул. Пушкина), 2013 г.

Вспоминая, как в детстве ездила с отцом на летнюю рыбалку, я не только воспроизвожу в памяти виды тех уголков природы, где мы рыбачили. Почти явственно слышу всплеск играющей в реке рыбы, ощущаю прохладу воды в ладони и даже запах нагретой солнцем толстой лодочной резины. Давно уж нет ни отца, ни той лодки, да и Тобол уже основательно загажен, а те ощущения мозг хранит и выдаёт, стоит только открыть заветный сундучок, в котором это всё это лежит до востребования. Вот за этим и иду смотреть на картины Кускова - за ощущением солнца на щеке.

"В берёзовой роще", 2019 г.

Пожалуй, улицы города, которые уж не увидеть больше в прежнем виде, так часто пишет только Кусков.

"Дорога к дому. Пр. Аль-Фараби", 2021 г.

Милый старый аэропорт, после второго рождения ставший шикарным ресторанно-гостиничным комплексом, остался аэропортом только на картине Олега Кускова.

"Старый аэропорт", 2013 г.

Дома дореволюционной постройки, изображенные им, и вовсе не все дожили до светлого сегодня.

"Островок старого Костаная" (Ул. Повстанческая (Касымканова), 2013 г.

Не дожила и старая краснокирпичная мельница 1906 года постройки, заблаговременно и ловко выведенная из списка памятников архитектуры кем-то из чиновников-временщиков (преступление, за которое никто не ответит, как у нас водится). Мельницу снесли в прошлом году, а на картине Кускова она есть, живая, и такое ощущение, что в этой картине ещё сохранилась душа той обречённой мельницы (если только у здания может быть душа).

"Здание мельницы купца Уразаева 1906 года постройки", 2020 г.

Кроме городских пейзажей, на выставке немало картин с уголками природы: лесов, степи, рек.

"Закат ранней весной", 2021 г.

Есть и картины, наполненные философским смыслом, обыгрывающие библейские сюжеты и даже жемчужины русского рока. Но, независимо от сюжета, особенное тепло, которым Кусков делится со зрителями, присутствует во всех работах.

"Джаз", 2009 г.

"Черный пес - Петербург", 2008 г.

За удивительным ощущением солнца на щеке приходите в картинную галерею, выставка «Под знаком водолея» будет работать в течение месяца.

"Осень, ул. Гоголя", 2012 г.

"На закате", "Родные просторы", 2017 г.

"Всадники апокалипсиса", 2017 г.

"Утром в степи", 2021 г.

"Художник и его коты", 2019 г.

Фото Ксении РЕБИК