Владимир МАРТЫНОВ: Здравоохранение тогда и сейчас
В народе до сих пор бродит миф о том, что «в СССР всё было бесплатным»… Квартиры давали бесплатно (забывая про многолетнее стояние в очередях за получением оных), за образование не надо было платить, лечились бесплатно…
Вывод напрашивается однозначный: государству выгодно, чтобы люди болели
Мало кто понимает и хочет понимать, что «бесплатность» эта обеспечивалась тем, что вместо полноценных зарплат людям выдавали «аванс» и «получку» ровно в таких размерах, чтобы человек и его семья могли прожить «от получки до получки». Основная часть зарплаты оставалась в бюджете государства, чтобы обеспечить ту самую «бесплатность» вышеперечисленного.
Между тем фразы «займи до получки» или «с аванса отдам» были обычными в обиходе и никого не удивляли. Занять 1-3-5 рублей не считалось чем-то зазорным и унизительным. Основной массе людей «аванса» и «получки» банально не хватало и в этом все были «равны». Относительно благополучно жили те, кто мог как-то «крутиться», отдельные «высокооплачиваемые специалисты» и малодетные семьи…
Но!
Сейчас я хочу сравнить медицину советскую «тоталитарную» с медициной современной «свободной и демократичной»…
Если провести параллель и принять, что часть тех денег, которые советское государство оставляло в бюджете и впоследствии тратило на «бесплатную» систему здравоохранения является аналогом современного налога – обязательной медицинской страховки, то всё становится немного понятным.
Немного, потому что, вроде бы, и тогда государство тратило собранные с народа деньги на медицину, и сейчас оно должно бы тратить собранные с народа деньги на ту же медицину.
Но почему в те времена медицина была практически полностью бесплатной, а сейчас государство оставляет нам только некий «гарантированный» (именно в кавычках) минимум бесплатной медицинской помощи, а за всё остальное нужно платить?
У меня есть свой ответ на этот вопрос. И ключ к нему кроется во фразе «болезнь легче/дешевле предупредить, нежели лечить».
И здесь начинается разница между «тогда» и «сейчас».
Советское государство воспринимало эту фразу, как руководство к действию. Оно считало деньги, заложенные в бюджете на медицину, своими и стремилось экономить их. И чтобы меньше тратить на лечение, оно вкладывало значительные средства в профилактику. Людей при каждом удобном случае заставляли проходить медицинскую комиссию. Строились многочисленные государственные и ведомственные дома отдыха, санатории, профилактории, в которые человека могли направить по «бесплатной» путёвке для оздоровления даже без особого с его стороны желания.
Во всех населённых пунктах работали поликлиники, больницы, родильные дома или, как минимум, фельдшерско-акушерские пункты, где людям в считанные часы и даже минуты могли оказать первичную медицинскую помощь. При этом больниц и поликлиник общей практики в стране было меньше, чем санаториев, профилакториев, домов отдыха и туристических баз.
С началом «перестройки» всю эту систему новые власти начали методично уничтожать под благовидным названием «оптимизация».
Поселковым и сельским больницам понижался статус, что позволяло «экономить» на расходах по их содержанию, фельдшерско-акушерские пункты просто ликвидировались…
Санатории, профилактории и дома отдыха переводились на «хозрасчёт». Типа – пусть сами зарабатывают на своих услугах. Те из них, чьи новоявленные «менеджеры» не смогли удержать на плаву, безжалостно ликвидировались. Некоторые из них новые владельцы-приХватизаторы предприятий «перепрофилировали» в свои личные «санатории», куда доступ простому народу был закрыт. Выжили и продолжили свою работу только те, которые ещё при Союзе заслужили славу здравниц областного, республиканского и союзного уровня и которым повезло с новыми владельцами, сумевшими сделать их «прибыльным бизнесом».
По сути, та часть системы здравоохранения, которая была предназначена для профилактики заболеваний, была уничтожена. Её остатки были перепрофилированы в предприятия для зарабатывания денег.
Да и само министерство здравоохранения по факту перестало заниматься здравоохранением, а стало заниматься организацией «медицинских услуг населению».
Было приложено немало усилий для того, чтобы посещение поликлиник и лечение в стационарах стало максимально накладным и недоступным для населения и так же максимально прибыльным для тех, кто владеет и «руководит» предприятиями по «оказанию медицинских услуг». По-прежнему называя их больницами и поликлиниками.
Если, к примеру, в нашем рядовом моногороде Рудном с населением в 100-150 тысяч во времена Союза действовали две поликлиники (взрослая и детская), медсанчасть градообразующего предприятия со своей поликлиникой и стационаром, в котором лечились все горожане. Аптек на весь город было от силы 2-4.
За последние 30 лет у нас в городе появились, в дополнение к государственным, частные клиники и множество аптек, зарабатывающих на продаже лекарств.
В государственных поликлиниках появились кассы для оплаты услуг, которые клиники оказывают «сверх» т.н. «гарантированного минимума бесплатной медицинской помощи».
Частные клиники вовлечены в программу так называемого «государственно-частного партнёрства(ГЧП)», которая помогает им неплохо зарабатывать на здоровье людей. Как это «работает»? Частная клиника создаёт на своей базе поликлинику для населения и переманивает к себе часть клиентов из государственных поликлиник по принципу «деньги идут за пациентом». Далее за каждое посещение клиника получает деньги от государства, но пациентам создают такие «условия», чтобы он предпочитал обслуживаться на платной основе. Например, при записи на приём к врачу ему вполне цинично предлагают «на выбор» или ждать «бесплатного» приёма несколько недель или даже месяцев, или попасть на платный приём к тому же специалисту в ближайшие дни.
Службу скорой помощи тоже «оптимизировали». Теперь диспетчерская находится в областном центре, а не на месте. Видимо, следующим этапом будет сосредоточение и машин этой службы там же… А что? Ведь из областного центра «виднее», в какой отдалённый район посылать бригаду надо срочно, а какой может подождать…
Вывод из всего этого напрашивается однозначный: государству выгодно, чтобы люди болели.
С одной стороны, оно получает деньги от оплаты «медицинских услуг», не входящих в перечень «гарантированного минимума бесплатной медицинской помощи», а с другой – в бюджет идут налоги от деятельности частных клиник и аптек, зарабатывающих на продаже населению своих услуг.
Выход здесь может быть только один:
1. Повысить всему медперсоналу зарплаты до такого уровня, чтобы у людей не было соблазна уходить в частные клиники. При этом уменьшить объём никому не нужной отчётности так, чтобы большую часть времени врачи уделяли лечению больных, а не заполнению бумаг.
2. Полностью отменить и запретить программу ГЧП. Пусть частные клиники зарабатывают на своих услугах. Но без поддержки государства. Смогут на равных конкурировать с государственными больницами – хорошо. Нет – их проблемы.
3. Сделать медицину полностью бесплатной для населения. Полностью. От первичного приёма у участкового терапевта до сложнейших операций. Абсолютно все расходы обязано взять на себя государство. Только в этом случае у министерства здравоохранения появится стимул заниматься здравоохранением на деле, а не на словах. Тогда оно «вспомнит» и о таком понятии, как профилактика.
Положительный эффект не заставит себя долго ждать.
Последние новости