"Господин Шмыглов принес нам 28 млн тенге убытков!" - Бывшего директора КТЭК начали допрашивать в суде Костаная

Ольга ЛИХОГРАЙ

8 февраля 2022, 13:59 |  Криминал

Бывшего директора ГКП "КТЭК" Аскара БЕКПАГАНБЕТОВА обвиняют в организации преступной деятельности по расхищению бюджетных средств. На прошлом заседании он изъявил желание первым дать показания, чтобы объяснить всю ситуацию.

Согласно материалам дела, Бекпаганбетов вовлек в преступную деятельность своего заместителя, главного инженера ГКП "КТЭК" Вячеслава ПЛОТНИКОВА, директора ТОО "ТЭМС" Рустема ЗИННАТУЛЛИНА и заместителя директора ТОО "Алатаустрой-2009" Тулегена ТУРЛУГУЛОВА. Обе эти фирмы, по версии обвинения, были аффилированы с КТЭК, а их руководство состояло с Бекпаганбетовым в доверительных отношениях, поэтому он по сути управлял обоими ТОО. В связи с чем бывшего директора КТЭК еще обвиняют в незаконной предпринимательской деятельности. Все четверо подсудимых вину полностью не признали.

Сегодня, 8 февраля, суд сначала допросил представителя потерпевшей стороны - руководителя юридической службы аппарата акимата Костанайской области Валентину ХАЛИЗО, а потом приступил к допросу подсудимого.

- Я полностью согласна с обвинением. Только хочу выяснить, сколько каждый из них нанес ущерб государству, - сообщила Хализо.

Аскар Бекпаганбетов сообщил суду, что работал директором ГКП "КТЭК" с 17 мая 2016 года по 30 июня 2021 гола, когда был санкционирован его домашний арест.

- На данный момент я являюсь отстраненным от должности, но не уволенным, - пояснил подсудимый. - Мой незаконный домашний арест закончился 3 декабря прошлого года благодаря суду. Во время обыска на моем рабочем месте антикоррупционщики изъяли 300 000 тенге, которые не имеют никакого отношения к этому делу. На данный момент деньги не возвращены владельцу, а просто приобщены к делу. Все досудебное расследование проходило с грубейшими нарушениями. Меня обвиняют в причинении ущерба на сумму 79 581 643 тенге. Все это неправда! При мне КТЭК наоборот из убыточной компании превратилась в прибыльную. Произошло это в первый же год моего руководства. Суммы прибыли ежегодно составляли от плюс 42 млн до 250 млн тенге. До этого 8 лет подряд КТЭК была убыточной. По моей инициативе и благодаря моему обращению к акиму области тариф на тепло для населения снизили на 5% с 1 января 2020 года.

Аскар Бекпаганбетов сказал, что не вмешивался в руководство двумя фирмами, которые занимались подрядными работами в КТЭК. И заявил: ни о каком вмешательстве и активном участии в продвижении этих компаний на сайте госзакупок не может идти и речи, потому что ни он, ни Плотников не пользовались своими электронными ключами.

Бекпаганбетов подробно разбирал 68-страничный том уголовного дела буквально по абзацам, сообщая, что все обвинения - "ложь и не соответствуют действительности".

Эпизод с подработкой сотрудников КТЭК у подрядчика ТОО "ТЭМС" он объяснил тем, что на момент введения режима ЧП акимат убрал переменную величину оплаты труда.

- Это означало, что сотрудники КТЭК потеряли от 5 до 25% премий, что их сильно возмутило, - объяснил Бекпаганбетов. - Тогда, в апреле 2020 года, на заседании локального профсоюза приняли решение о подработке сотрудников в ТОО "ТЭМС" без ущерба для основной работы - то есть, в выходные дни или во время отпуска.

По словам подсудимого, всего работали 12 сотрудников КТЭК, которые, согласно приказу, находились в вынужденном прогуле.

- Вы можете мне своими словами объяснить, почему у вас постоянно наблюдается "треугольник"? - поинтересовалась судья Алтын БАЙЖУМАНОВА. - Зачем вы сначала приобрели газовые горелки, потом расторгли договор и перепродали их ТЭМС? То же самое с трубами, которые вы приобрели в 2019 году, но не успели сделать ремонт, поэтому трубы нужно было списать. Почему вы продали их не "Алатаустрой", которое должно было выполнить ремонт, а ТОО "ТЭМС"? Для чего  нужен был этот "треугольник"?

Бекпаганбетов ответил: о том, что поступила заявка на приобретение труб на сумму 28 млн тенге, он узнал в конце 2019 года. Эту заявку подал Владислав Шмыглов, который на тот момент руководил ТЭЦ.

- Господин Шмыглов принес нам 28 млн тенге убытков! - возмутился Аскар Бекпаганбетов. - Ремонт мы не успевали сделать в 2019 году, поэтому, чтобы не потерять эти деньги, пришлось продать их ТОО "ТЭМС", а оно перепродало их ТОО "Алатаустрой-2009". И эти трубы вернулись к нам в 2020 году уже в качестве услуги по ремонту. Причем "ТЭМС" мы их продали за 23 млн тенге, это позволило компенсировать убытки и оставить трубы на предприятии

- Вам вменяют растрату средств, - уточнила судья. - Что вы выполнили эти работы не как выгодно государству, а как выгодно вам, чтобы вам что-то в карман упало. Вот с этой точки зрения объясните мне ситуацию.

Аскар Бекпаганбетов отвечал, что он исходил исключительно из интересов потребителей и теплокомпании, что могут подтвердить эксперты и сотрудники антимонопольного ведомства.

Долго уточнялся вопрос по газовым горелкам, которые КТЭК сначала купила, потом расторгла договор, поэтому поставляло их в итоге "Алатаустрой".

- Мы купили только газовые горелки, без экспертизы промышленной безопасности, без проектов, - пояснил Бекпаганбетов. - В таком виде они не подходили, их нужно было доделывать. Обвинение утверждает, что наши слесари и сварщики сами их удлинили и довели до ума. Котлы ТЭЦ находятся в 200 м от жилых домов, температура в котлах 440 градусов, вес 39 кг. Это очень опасное предприятие, мы не стали бы их сами переделывать! В связи с чем мы объявили заново конкурс по более высокой цене, в которую уже закладывалось изготовление проекта, экспертиза промышленной безопасности и т. д. Чтобы эти затраты не нести, мы решили возложить их на подрядчика. Эти горелки были у ТОО "ТЭМС", но вклинилось "Алатаустрой", которое выиграло конкурс. В итоге выигранный объем оно продало "ТЭМС", потому что у него есть лицензия и специалисты для таких работ. Другого объяснения этого "треугольника" у меня нет.

По словам Бекпаганбетова, КТЭК тоже не имела права участвовать в таких работах, потому что у теплокомпании не было на это лицензии. Но если бы и организовала такие работы, то сумма затрат по установке газовых горелок составила бы столько же: 34 млн тенге.

Бекпаганбетов очень тщательно пытался объяснять, что ни в чем не виноват. В какой-то момент подсудимый даже сказал "Чтобы сохранить пресловутую честь мундира", но судья попросила обойтись "без этих высокопарных фраз". Председательствующая постоянно просила объяснять все своими словами, если Бекпаганбетов хочет доказать свою невиновность. И предоставлять доказательства того, что потребители от его действий не пострадали.

Допрос только по нескольким эпизодам занял почти 3 часа, после обеда он продолжился.

В своих показаниях Аскар Бекпаганбетов вновь упомянул Виктора Шмыглова, который сейчас руководит ГКП "КТЭК", а ранее был его подчиненным:

- В июле 2020 года я перевел Шмыглова из ТЭЦ в котельную № 3, потому что у меня еще тогда возникли сомнения относительно его деятельности. Чем на ТЭЦ занимались подконтрольные ему люди, я не в курсе. Но теперь видно как: авария за аварией. Я приходил на работу в 7 утра в будни и в 10 утра в выходные, работал без отдыха. Ни в Египте, ни в Тайланде не отдыхал и никаких аварий не было.

Фото - кадры из видеотрансляции