Амир КАСЕНОВ: Вопросы после января 2022-го
Были ли боевики?
Думаю, да. И это однозначно не мирные митингующие. Мирных митингующих, на мой взгляд, использовали, чтобы затеряться среди них. Ушли ли боевики через аэропорт – не верю. Если ушли – это уже вопросы к силовикам, как такое произошло. Мы уже слышали неоднократно версию о том, что аэропорт был сдан без боя, и версии о том, что без боя его вернули обратно. Я считаю, что именно те, кого Токаев называет заговорщиками, дали боевикам уйти, либо спрятали их внутри страны.
Власть убедилась, что игнорирование проблем чревато цепной реакцией с непонятными и не самыми лучшими последствиями
Были ли среди боевиков иностранцы?
Думаю, что скорее, да, чем нет. В Талдыкоргане, например, который тоже подвергся серьезному разграблению, местные жители говорят о том, что слышали кыргызскую, узбекскую и каракалпакскую речь.
Был ли целью боевиков теракт?
Думаю, что скорее нет, чем да. Предполагаю, что целью боевиков было посеять хаос и тем самым подготовить почву для свержения Токаева. Думаю, именно свержение Токаева было целью боевиков, но также считаю, что они были исполнителями, а заказчики – это те, кого президент называет «заговорщиками». Кто именно эти заговорщики, мы узнаем вряд ли, так как даже Масимова и двоих его замов, задержанных вместе с ним, я тоже считаю скорее исполнителями. Те, кто будут утверждать, что целью Масимова, которому вменяют попытку захвата власти, было лично возглавить Казахстан, плохо знают казахов либо плохо думают о казахах, а если все же конечный заказчик именно Масимов – тогда возникают сомнения уже в его интеллектуальных способностях, а в них сомневаться не приходится.
Было ли целью миротворцев ОДКБ защитить административные объекты?
Думаю, скорее нет, чем да. Считаю, что истинной целью так называемых «миротворцев» ОДКБ было защитить власть Токаева, который, вероятнее всего, в начале января из казахстанских силовиков мало кому мог доверять, именно этим объясняется, на мой взгляд, стремительная замена руководства КНБ и минобороны, единственный, кто выпадает сейчас из этой системы оценки ситуации – это Тургумбаев, которые все еще возглавляет МВД. Я считаю, что ОДКБ одним своим присутствием продемонстрировало внутриказахстанским силам, которые вначале колебались в выборе стороны, что в глазах той же России единственным легитимным президентом считается Токаев. Других причин я не вижу.
Ушли ли войска ОДКБ лишь потому, что «Путин все показал и доказал»?
Думаю, это верно лишь частично. Были большие опасения, что солдаты стран ОДКБ зашли и больше не уйдут. Но мы не учли того, что Казахстан – это зона широких корпоративных интересов сразу двух мощных сил – Запада и Китая. И именно это, на мой взгляд, являлось решающим фактором в ситуации, когда ОДКБ ушли, не задержавшись сверх выданного Токаевым мандата. Думаю, к тому моменту, когда ситуация более или менее стабилизировалась, Токаев окончательно закрепился как единственная легитимная власть и в глазах Китая и Запада, что и позволило президенту спокойно заявить о том, что в такой-то срок войска ОДКБ уйдут. Ну и да, конечно «Путин все показал и доказал», у него на границе с Украиной своя игра, ему нужно было показать, что Россия не одна, что «ОДКБ, если что, могёт».
Выиграл ли народ от митингов?
Думаю, что частично. Январские события показали, что казахстанцы, если становится совсем невмоготу, могут разом выйти. И власть четко поняла, что данной ситуацией легко могут воспользоваться силы, у которых есть ресурсы для дестабилизации обстановки и попытки последующего захвата власти. И теперь власть будет с этим считаться и будет вынуждена идти навстречу пожеланиям народа. Потому что убедилась, что игнорирование проблем чревато цепной реакцией с непонятными и не самыми лучшими последствиями.
Автор - шеф-редактор "КазТАГ"
Публикуется с согласия автора
Статья опубликована в блоге Амир Касенов в Facebook
Последние новости