Юрий БОНДАРЕНКО: Вперед, к социальной Робинзонаде!

«Наш современник все чаще должен решать множество задач, не связанных с его основной работой»
31 января 2022, 08:17 |  Мнения

Интернет снова вспомнил об очередных перетасовках. Теперь уже в сфере ЖКХ. Если я верно понял, полагается, и как всегда к сроку, очередная реформа: заменить ПКСК некими иными «организмами» или отношениями, когда уже каждый отдельный большой дом будет сам себе хозяин. Словесная мотивировка преобразований хорошо известна: большая прозрачность в денежных расходах и большая самостоятельность жильцов.

Правда, остается старый вопрос: а где вы найдете столько компетентных добровольцев, чтобы взвалить на себя бремя хозяина? Да еще с учетом того, что в больших домах мы наблюдаем постоянную смену жильцов.

У меня же целый пучок дополнительных вопросов. Первый: кому это выгодно? И второй: а насколько это общеобязательно и почему нельзя сохранить разнообразие? Скажем, если у кого в своем отдельном доме все удачно, пусть так и будет. А если жизнеспособны конкретные ПКСК, то к чему очередная «суета вокруг дивана»? Да часто ли, когда корабль во время шторма дает течь, берутся за ремонт и перекрашивание кают? Не усилит ли это социальную напряженность?

По большому же счету, если выйти за пределы проблем жилищно-коммунальных, вырисовывается любопытнейшая картина. Во-первых, множество шагов в сторону даже не феодализма или средневековья, о которых сегодня так часто говорят, а раздробления ответственности, социальной робинзонады, когда, подобно герою Дефо, наш современник все чаще должен решать одновременно множество задач, не связанных с его основной работой. Прямо говоря, обеспечивать самовыживание.

Сравните с тем, во что мы погружаемся в сфере образования. Дистанционка и усложнение программ толкают родителей к тому, чтобы все чаще выполнять домашние задания с детьми. И это не только в Казахстане. А в вузах уже десятилетия огромную часть работы по подготовке методического материала выполняют преподаватели.

Прибавьте ко всему этому локдауны, разноцветные зоны, и мы увидим просто другие формы разобщения, разъединения людей, разрывов привычных связей. И здесь уже уместно говорить не о человеческом стаде (стада пасутся вольно), а о загоне всех в те или иные стойла, которые могут кому-то показаться и уютными, но при этом стойлами и останутся.

Во-вторых, налицо крен в сторону депрофессионализации. Обычный жилец дома, пусть и выбранный другими жильцами, должен выполнять обязанности тех, кто в этом поднаторел. Родитель, чтобы его дитя не отстало, вынужден подменять учителя, которого специально готовили обучать других…

А в-третьих? Нам демонстрируют фокусы, не бросающиеся сразу в глаза: переводят наши взгляды с целого на часть и завораживают нас, как посетителей цирка-шапито. Возьмем тот же жилищный вопрос. Казалось бы, прозрачность, личное участие и прочая, как это здорово! Но рассужу как обыватель: деньги, которыю я трачу на ПКСК, ничтожны в сравнении с общими совокупными расходами на коммунальные услуги. А если присовокупить к этому постоянные скачки цен, то поле станет и вовсе необозримым. Не могут же в каждом доме или даже группе домов следить за потоками денег, идущих в теплосети, горводоканал и т. д. Так рационально ли тем, кто занят собственными делами, тратить силы на относительно частное? Не проглядим ли мы при этом нечто более значимое?

И не наблюдаем ли мы нечто похожее и в медицине? Целенаправленно сосредотачивая внимание СМИ на одной болезни, мы волей-неволей уходим от вопросов о состоянии медицины в целом и о других болезнях. Опять-таки фокусы, за которыми кроются те или иные интересы.

И наконец, все это врастает в начавшее у нас старательно культивироваться в позднесоветское время (а в мире в целом еще раньше) вульгарно-магическое мышление, сливающееся в последние годы с мышлением казарменным и превращающееся в мышление казарменно-магическое. То есть такое мышление, когда не так произнесенное заклинание, не те манипуляции с оберегами, привычка креститься не тремя, а двумя пальцами преподносится, как чудовищная ересь. Почему? Да потому, что магические слова и операции признаются всемогущими и волшебным образом решающими мучащие нас проблемы. Только не перепутайте и восклицайте «Крабля-крабля-кребс», а не «краб и вобла»! И этот феномен глобальный. Желающие сами могут вникнуть в историю с уникальным теннисистом Джоковичем, которая из истории медицинской переросла, как и многое-многое иное, в историю о борьбе с ересью и нелояльностью по отношении к тем, кто стремится диктовать нам с вами свои правила игры.