«Премии в размере 45 млн тенге начислены незаконно» - По делу о крупном хищении в управлении образования Костанайской области допросили экспертов
Ольга ЛИХОГРАЙ
Уголовное дело в отношении заместителя руководителя управления образования Костанайской области Мендыгуль АЛЬЖАНОВОЙ продолжили рассматривать в суде № 2 в пятницу, 14 января.
Фото из архива "НГ"
По версии обвинения, Альжанова в конце 2020 года похитила путем мошенничества премии, выданные сотрудникам ко Дню первого президента и Дню независимости РК. Согласно материалам дела, она сначала начислила работникам премии в размере двух должностных окладов, а потом некоторых из них попросила вернуть по половине оклада, объяснив, что деньги выдали по ошибке. В итоге общий ущерб составил 769 780 тенге.
14 января в суде выяснилось, что общий размер премий сотрудникам управления образования составил 45 млн тенге, причем аудиторская комиссия установила незаконность их начисления.
- Начисление премий возможно только при отсутствии кредиторской задолженности у организации, - сообщила в суде эксперт-специалист судебно-экономической экспертизы Асем АКБАСОВА. - Если существует кредиторская задолженность, то руководство не имеет право начислять премии и издавать приказ об этом приказ. На момент проверок 18 ноября и 10 декабря приказ о выдаче премий уже был, а кредиторская задолженность в размере 128 000 тенге оставалась непогашенной. Второе нарушение, которое мы обнаружили, - отсутствие коллективного договора о начислений премий. И третье: двум сотрудникам премии были начислены незаконно, потому что они не проработали и двух месяцев и премии и были не положены.
На вопрос о том, законно ли был установлен размер премий, Акбасова ответила, что в приказе размер не указывается, он обычно уточняется в коллективном договоре, но его не составили.
- Несмотря на три этих нарушения, в своем отчете вы указали, что оснований для возврата средств нет, нарушения носили процедурный характер, - уточнил судья Сатыбалды ОРАЗБАЙ. - Вы поддерживаете эти показания?
- Да, потому что кредиторская задолженность составляла всего 128 000 тенге, а экономия составила более 45 млн тенге, - подтвердила Акбасова. - И на момент выдачи премий задолженность погасили, хотя на момент создания приказа она имелась. Оснований для возврата этих денег в бюджет не имеется.
Допрошенная в суде 21 декабря 2021 года в качестве свидетеля руководитель управления образования Зауре Байменова тоже сообщала, что на момент выдачи премий кредиторскую задолженность погасили, а приказ просто издали раньше.
Судья обратил внимание и на то, что по документам сотрудникам управления образования были начислены премии в размере 62 млн тенге, выплачены без отчислений 45 млн тенге, а выданы на руки в размере 49 млн тенге.
- Вы заметили, что у вас столбики не бьются? - обратился к эксперту Сатыбалды Оразбай. - Если цифры идут на уменьшение, то они должны идти на уменьшение. Как может быть, что с отчислениям выдано меньше, чем с вычетом отчислений? Конечно, нужно с этим разобраться. Никто не обратил на это внимания: ни следователь, ни потерпевшие, ни прокурор, а это же основной финансовый документ!
Второй свидетель, главный эксперт судебно-экономической экспертизы Института судебных исполнителей Костанайской области Сарагуль АЛЬСУПОВА тоже пояснила суду, что все премии сотрудникам управления образования начислили необоснованно.
- Согласно постановлению правительства кредиторская задолженность должна была отсутствовать и на момент издания приказа о начислении премий, - сообщила она. - Все премии в размере 45 млн тенге были выданы незаконно. Что касается нанесения ущерба государству, я не специалист, чтобы устанавливать, что является ущербом.
Судья также попросил Альсупову назвать точную сумму начисленной и выданных на руки сотрудникам образования премий и даже дал ей время для подсчетов. В итоге по ее подсчетам 45 млн тенге было начислено в качестве премий, а фактически выдано на руки сотрудникам 36 657 168 тенге.
Допрошенный в суде в качестве свидетеля бывший заместитель руководителя управления образования Асет АЙСИН представился безработным. Он пояснил, что на момент выдачи премий его проверяли сотрудники департамента КНБ, поэтому денежное поощрение ему было не положено. Перед допросом судья сделал Айсину замечание по поводу несвоевременной явки в суд, напомнив, что его дважды вызвали в суд, но он не являлся без объяснения причин. Судья отметил, что это недопустимое поведение и за него может грозить административная ответственность.
Асет Айсин. Фото: gov.kz
- В декабре 2020 года мой оклад равнялся 170 000 тенге, премия мне не полагалась, - сообщил Айсин. - Премию наличными от Альжановой, которую она якобы забрала у других сотрудников, я не получал. По поводу начисленных премий другим и их возврата ни с кем не разговаривал.
Однако 11 января в судебном заседании заслушивали записи негласных следственных действий (НСД), в частности - разговор между Мендыгуль Альжановой и Асетом Айсиным. В этом разговоре Айсин говорит Альжанововй, что к нему на улице подошел человек, "показал корочку и сказал: "Я все знаю про ваши премии и кто кому что передавал". На что Альжанова отвечает: «Никому ничего не говори! Они это специально делают. Ты вообще никому ничего не отвечай. Это твоя премия, ты ее на себя потратил. Так и скажи: мне дали премию, я ее получил и потратил. Если что-нибудь скажешь, они дальше копать начнут!»
Айсину этот разговор не демонстрировали, вопросов к нему не было.
Очередное заседание по этому делу назначено на 18 января.
Последние новости