Ержан ЕСИМХАНОВ: Что такое стабильность?
Последние тридцать лет нам успешно продавали одну и ту же историю. Историю о том, что главное – мир и стабильность, а все остальное подождет.
В стране разгул коррупции и любая серьезная проблема решается за деньги? Зато мир. В стране население стремительно нищает? Зато стабильность. Из страны каждый год десятками тысяч бегут самые умные, образованные и активные? Зато не стреляют. Образование в стране превратилось в фикцию? Зато мирное небо над головой. Экология в крупных и небольших городах убивает? Зато от взрывов не просыпаемся.
Тридцать лет стабильность и мир оправдывали все. Ими размахивали во все стороны, как главным достижением независимости. А потом вдруг оказалось, что стабильность наша и наш мир – фикция. И существуют они только потому, что за нас как следует не взялись. А как только за нас взялись – вся эта схема под названием «стабильность в обмен на права» посыпалась, как карточный домик. Потому что, как выяснилось на прошлой неделе, это так не работает.
Не бывает стабильности в обмен на коррупцию. Стабильность в обмен на коррупцию приводит к тому, что под носом у спецслужб готовится крупнейшая террористическая атака в современной истории не только Казахстана, но и всего мира. Не бывает стабильности в обмен на нищету. Стабильность в обмен на нищету приводит к тому, что в магазины вслед за бандитами вбегают жители соседних домов, сметая с полок уцелевшую технику и ювелирку.
Стабильность в обмен на что-то другое оказалась цирком с конями. Схемой, позволявшей, как в сказке про трех поросят, строить все эти годы соломенный домик вместо каменного, а разницу между соломой и камнем прятать в офшорах. До тех пор, пока не пришел серый волк.
Настоящая стабильность и настоящий мир будут только тогда, когда мы поймем одну простую вещь – не бывает стабильности в обмен на права. Стабильность - это и есть права. И это работает только так, и никак иначе.
Стабильность – это когда в стране есть средний класс. Не богатое меньшинство и стремительно нищающее большинство, а нормальный, уверенный в себе средний класс. А он будет, когда в стране будут гарантии собственности и справедливый суд. Когда бизнес можно будет делать без оглядки на чиновников. И такой средний класс никогда не пойдет выгребать ювелирку из разрушенных магазинов. Не потому, что он такой уж богатый, а потому, что это лютый позор - брать чужое.
Стабильность – это когда в стране госслужащие перестанут разговаривать с людьми сверху вниз. Когда перестанут заниматься бессмысленными отписками. Когда перестанут считать, что люди в стране – это такие нелепые создания, которые своей возней отвлекают их, госслужащих, от настоящих государственных дел. Потому что каждый такой разговор сверху вниз за эти тридцать лет добавлял по капле к раздражению и злобе. И эти раздражение и злоба на прошлой неделе пролились на головы госслужащих в полной мере – жестоко и неправильно, как было на моей родине, в Талдыкоргане.
Стабильность – это возможность свободного высказывания. Не запуганные до смерти СМИ, способные только делать репосты из инстаграмов звезд. Не те митинги, на которых на десять митингующих приходится сто полицейских. Свободное высказывание, свободное обсуждение проблем, и самое главное – свободная критика государства и его инициатив. Вот что у нас очень сильно не любят, но все это – тоже стабильность.
И когда все это есть, ни одному нормальному человеку не придет в голову поддерживать террористов и боевиков и громить витрины вслед за ними. Ни одному нормальному человеку не придет в голову бить госслужащих. И уж точно ни одному нормальному человеку не придет в голову воровать и грабить. Потому что он будет знать, что он сможет свободно высказаться и так. Свободно донести свое мнение до госслужащего и так. Свободно заработать и так.
У нас президент заявляет о важных политических реформах. Возможно, среди них будут и новые, и качественные, и радикальные. Но что бы там ни было, все это снова может оказаться фикцией, если нам раз за разом будут предлагать стабильность и мир в обмен еще на что-то. А это нам, напуганным событиями прошлой недели, сейчас очень легко продать.
Автор - юрист, живет в Алматы
Публикуется с согласия автора
Статья опубликована в блоге Yerzhan Yessimkhanov в Facebook
Последние новости