“Что, не видишь?» - перевозчиков Костаная призвали терпимее относиться к инвалидам по зрению и «не копаться в их документах»
Ольга ЛИХОГРАЙ
Совещание с представителями местных фирм-перевозчиков в отделе ЖКХ акимата Костаная прошло сегодня, 5 марта. Цель встречи - повысить качество перевозок, в частности, среди уязвимых категорий граждан и особенно - среди инвалидов по зрению.
Поводом для встречи стал конфликт между инвалидом по зрению II группы Жанной Мендыбаевой и водителем автобуса № 24 (ТОО «Жарык Жол-1»). Женщина уверяет, что водитель заставил ее платить за проезд, посчитав, что билет члена общества слепых просрочен.
На встречу также пригласили представителей департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Костанайской области.
- У нас в области 28 013 инвалидов, это 3,2 на 10 000 населения, - сообщила заместитель руководителя департамента по вопросам медико-социальной экспертизы (МСЭ) Айтжамал ДУШАНОВА. - Из них 2 797 - дети. В Костанае на 1 января 2019 года зарегистрировано 7 849 инвалидов, из них 933 - дети. Справка об инвалидности устанавливается по форме и согласно правилам МСЭ. В справке указывается причина, срок, дата установления инвалидности.
Руководитель отдела департамента Балкия ДОСМУХАМБЕТОВА добавила, что инвалиды по зрению - «особенная категория инвалидов», которым советуют вступать в общество слепых, чтобы они были более защищенными.
Как сообщил председатель областного филиала Казахского общества слепых Хамит ИСМУРАТОВ, согласно уставу, членом их общества могут стать инвалиды по зрению только I-II группы, которым на основании справки об инвалидности выдается членский билет. В нем прописывается группа инвалидности и срок действия. Членский билет дает право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.
- Если в удостоверение указано, что человек получил инвалидность 20 февраля 2018 года, как получились с Жанной Мендыбаевой, то запись о том, что инвалидность продлена еще на год, в билете не делается, - пояснил Исмуратов. - По той простой причине, что там нет места для записей и печатей, а чтобы менять билеты - у нас нет средств. Стоимость членского билета обходится дороже членских взносов, которые составляют 220 тенге в год. Мы не можем себе позволить ежегодно распечатывать билеты. Инвалиды, продлевающие инвалидность, приносят нам подтверждающую это справку и мы отдаем им билет.
По словам Исмуратова, если инвалидность снимают, что бывает крайне редко, то билет изымается. Если же он есть на руках у инвалида, то водители должны знать, что такие люди имеют право на бесплатный проезд.
Однако директора ТОО «Жарк Жол-1» Виктора МУЩИНСКОГО возмутил такой подход.
- Подтверждением того, что человек - инвалид, является справка, а не билет добровольного общества слепых, - возразил он. - И если в билете нет записи о том, что инвалидность продлена, как водитель должен об этом догадываться? Что касается конкретно случая с Жанной Мендыбаевой, то еще в 2017 году у нее стояла III группа инвалидности, что не давало ей права на бесплатный проезд.
Исмуратов пояснил: сначала Мендыбаевой дали право на бесплатный проезд с III группой - в виде исключения. Такие случаи бывают в обществе слепых, когда человек много вкладывает в развитие общества. Но потом зрение у Жанны ухудшилось и она получила II группу. И отметил, что случаи грубости со стороны водителей в адрес инвалидов бывают часто. Одни уверяют, что пассажир не похож на слепого, другие на уточняющией вопрос инвалида могут ответить: «Ты что, не видишь?» В результате инвалиды по зрению постоянно находятся в стрессе.
Виктор Мущинский, в свою очередь, заявил: по закону инвалиды по зрению должны ежегодно подтверждать свой статус. Это подтвердили и представители департамента Комитета труда. Инвалиды I группы по зрению должны подтверждать инвалидность ежегодно в течение 4-х лет, II группы - 5-ти лет, III группы – 6-ти лет. После этих сроков инвалидность считается бессрочной.
- Все документы должны быть сделаны от и до, - отметил Мущинский. - Водитель не должен выяснять, почему не стоит дата о продлении инвалидности.
Перевозчики интересовались - нельзя ли вписывать в членский билет строчку о продлении инвалидности и ставить дату с печатью? Хамит Исмуратов настаивал, что места в документе не хватит, а наличие самой «корочки» гарантирует подтверждение инвалидности, потому что билеты в обществе выдают «очень придирчиво».
- Инвалидам присваивается группа инвалидности, у них есть право вступать в общество слепых, где им выдается удостоверение установленного образца, - резюмировал руководитель отдела ЖКХ Алексей ТАРАСОВ. - Все водители не вправе после того, как им предоставили удостоверение, смотреть на сроки и вообще копаться в документах. Это не в вашей компетенции. Если водителю показалось, что с удостоверением что-то не так, что оно просрочено, человек не похож, он может сфотографировать его на свой телефон и обратиться с этим фото в уполномоченный орган, который разберется. Впредь прошу всех водителей это запомнить. Засомневались - фотографируйте. Больше конфликтов на этой почве между водителями и инвалидами быть не должно.
На этом совещании объявили оконченным. Однако Виктор Мущинский продолжил возмущаться и говорить, что он считает такое решение не совсем правильным.
Последние новости