Евгений ШИБАРШИН: Эффект сомнителен

«Смена правительства имеет не столько рациональный смысл, сколько политический»
28 февраля 2019, 07:43 |  Мнения

Кабмин, сформированный 25 февраля после отставки правительства Сагинтаева, особыми открытиями не удивил.

Это уже 11-й набор за всю историю независимого Казахстана. Дотошные эксперты подсчитали, что средняя сменяемость министров за оцениваемый период составила около 52%. На этот раз на 18 постов новые назначения получили 9 человек. Включая премьер-министра Аскара Мамина, ранее занимавшего должность первого заместителя премьера.

С точки зрения статистики кадровой сменяемости отставку провели вроде бы неформально. Другое дело – даст ли она ожидаемый эффект?

В заявлении президента Нурсултана Назарбаева аналитики вычленили 7 причин. Они реальны, и с этим действительно надо что-то делать. Но вот какая штука. Их можно отнести ко всем правительствам 2000-х годов. Освежает лишь ссылка на недавние инициативы Назарбаева «Третья модернизация», «План нации – 100 конкретных шагов» и «Пять институциональных реформах», в реализации которых «положительные изменения так и не достигнуты».

А в остальном до боли в мозжечке знакомые оценки типа «рост ВВП в основном за счет сырьевых ресурсов» и «не создавались реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики». Не говоря уж об упреке главы государства по поводу того, что «малый и средний бизнес так и не стал драйвером роста».

Все это при других правительствах тоже было. Равно как и всякого рода ЧП, подобные недавней гибели в пожаре малышей из многодетной семьи. Да и уровень социальной напряженности был такой, что сегодняшние всплески недовольства в соцсетях выглядят безобидным ворчанием.

Тогда что стало истинной причиной смены правительства? Проколов у кабмина Сагинтаева было немало, но главной причиной его отставки, на мой взгляд, стали личные качества отставного премьер-министра и набор его команды. В прежние времена, когда Назарбаев брал на себя многие функции исполнительной власти, его устраивало правительство, призванное лишь добросовестно выполнять указания главы государства. На сегодняшнем этапе, когда Назарбаев планирует переместиться в Совет безопасности, а у президента № 2 уже не будет прежних властных полномочий, нужен сильный премьер-министр со слаженно работающей командой.

Бакытжан Сагинтаев по личным качествам на эту роль не подходил. После его отставки Назарбаев назвал экс-премьера «человеком честным, добросовестным, опытным». Однако для руководителя правительства в той роли, которую ему отводит Елбасы в новой конструкции власти, этого явно недостаточно.

По оценке некоторых экспертов, новый премьер-министр Аскар Мамин обладает лучшими организаторскими качествами. Возможно, новое правительство в какой-то мере оправдает надежды Назарбаева. Но это лишь субъективный фактор. Куда сложнее с объективными обстоятельствами. Именно с ними связаны многие проблемы, которые оказались не по зубам прежнему правительству. Казахстан в силу разных факторов занял в глобальной экономике вполне определенную товарную нишу. Выскочить за ее пределы только за счет смены правительства невозможно. На этом фоне такого рода меры имеют не столько рациональный смысл, сколько политический.