Евгений ШИБАРШИН: Мозги «потекли»
18 февраля на правительственном часе в Парламенте по вопросам реализации государственной молодежной политики вице-спикер мажилиса Гульмира ИСИМБАЕВА обозначила «бородатую» проблему: квалифицированных специалистов не хватает, зато есть молодые люди, которые не могут найти работу.
Эта тема звучит с начала 2000-х годов. Чтобы ее закрыть, только за последние 2 года в Казахстане на подготовку кадров выделено 234 млрд тенге, а ежегодный выпуск специалистов с высшим и профессиональным техническим образованием составляет 300 тыс. Но куда они пропадают, если в очередной раз констатируется нехватка профессионалов?
Не в том ли дело, что в правительстве на эту проблему смотрят по-другому? Министр общественного развития Дархан КАЛЕТАЕВ на этом же заседании убеждал парламентариев в том, что у казахстанской молодежи - высокий образовательный уровень. Дескать, Казахстан занял 35 место в мире по индексу образования и вошел в список стран, эффективно решающих вопросы трудоустройства. В Индексе прогресса молодежи наша страна занимает 63 место из 102 стран, а в Глобальном индексе развития молодежи из 183 стран – на 61 месте.
Не от этой ли глобалистской привычки у него и спокойное отношение к «утечке мозгов», которая в Казахстане приобрела катастрофические масштабы?
- Это общемировая тенденция, - заявил министр. - И если посмотреть на национальный состав, более 70% выезжающих - это представители других этносов, не коренной национальности. Поэтому, это естественный процесс. Люди ищут свою языковую среду, свои корни и выезжают из страны. Это нормально и какой-то трагизм мы не должны испытывать.
Действительно, открывшиеся двери в глобальный мир рождают у амбициозных молодых людей желание самореализоваться по максимуму. Однако некоторые эксперты в эту тенденцию вгляделись пристальнее, чем министр Калетаев.
На недавно прошедшем круглом столе «Эмиграция из РК: отток человеческого капитала» политолог Ирина ЧЕРНЫХ привела данные исследований, сделанных по заказу Международной организации по миграции:
- Среди традиционных факторов отъезда вроде социально-экономической ситуации в стране потенциальные эмигранты называют «потерю Казахстаном отчетливого горизонта будущего».
При наличии в Казахстане множества различных стратегий такой вывод кажется надуманным. Но дело, очевидно, в том, что для молодых людей, кроме текстов множества госпрограмм, есть конкретные реалии, которые делает «горизонт будущего» не таким отчетливым, как для правительственных чиновников.
Данные исследования показали, что среди студентов из РК, уже обучающихся за рубежом, 8,3% намерены вернуться назад, 50% – нет, остальные готовы вернуться при определенных условиях. При этом удерживающих факторов оказалось гораздо меньше, чем выталкивающих. У опрошенные молодых людей, по оценке Черных, есть понимание, что ситуация с эмиграцией в Казахстане может быть изменена только системно. Точечные меры не помогут.
Судя по опубликованным материалам правительственного часа, во властных кабинетах такого понимания пока нет.
Последние новости