Николай ВОРОНИН: Чудеса статистики
В ноябре глава Нацбанка РК Данияр Акишев сообщил, что годовая инфляция в октябре снизилась до 5,3%. Население восприняло его слова как издевательство. Но поверил президент. Уже в конце ноября он дал указание повысить пенсии с 1 января 2019 года на 7%, то есть, на 2% выше инфляции. Существует такое положение.
Интересно, почему не на 7,3%? То, что до конца года еще два месяца, причем в преддверии Нового года цены, как правило взлетают вверх, никого не интересует.
Замечено, что у нас официальная инфляция никогда не совпадает с «народной». С этим согласились даже в Парламенте. На пленарном заседании мажилиса, прошедшем 5 сентября 2018 года, депутат Ирина УНЖАКОВА обратила внимание на официальную статистику, цифры которой существенно разнятся с реальными ценами в магазинах и на базарах. И вот уже в печати сообщается,что за 11 месяцев цены на продовольственные товары повысились на 3,8%, на непродовольственные - на 5,9%, на платные услуги - на 4,2%. Несмотря на это, услужливая статистика говорит нам, что инфляция снизилась, хотя и осталась самой высокой в ЕАЭС. Просто самоослепление какое-то.
Почему так происходит? Правительство использует показатель инфляции для индексаций социальных выплат - от пенсий до различных пособий. Вот тут-то и собака зарыта. Каждый пункт роста инфляции серьезно увеличивает нагрузку на бюджет. Это рост расходов на социальную политику. Признавая, что государство тратит на социалку значительные средства, надо отметить, что их недостаточно. Об этом заявила и президент Фонда развития парламентаризма в РК Зауреш БАТТАЛОВА. Называя цифры размера минимальной зарплаты, минимального размера пенсии, месячного расчетного показателя для соцпособий и других соцвыплат, она сказала:
- Эти цифры очень красочно показывают то, что получатели этих выплат живут в условиях крайней нищеты. И такая поддержка государства, к сожалению не позволяет вести достойный образ жизни.
Социальная политика Казахстана довольно хаотична и неустойчива. Реформа пенсионной системы дала один результат - увеличение пенсионного возраста, отметила госпожа Баталова.
Не надо быть Спинозой, чтобы знать, что ключевым фактором снижения инфляции является развитие собственной диверсифицированной экономики. А это уже дело правительства. И его члены получают полумиллионные оклады. За что платим? В советское время говорили: «Платят за то, что две гайки отвернул - две копейки, за то, что знаешь, где отвернуть. - три рубля». Похоже, что наше правительство не знает, какие гайки надо крутить. Наша власть, видимо, потеряла представление, как там живет народ и что вообще кругом делается. Они знают, что жить надо не так, как живем. А как надо - не знают.
По результатам опроса, проведенного Центром социальных и политических исследований «Стратегия», установлено что 91,5% казахстанцев боятся безработицы и вероятности резкого обнищания. Народ не верит в реформы, в обещания президента и в светлое будущее. Народ боится.
Говоря об инфляции: можно смело утверждать,что ослабление тенге и удорожание импорта делает невозможной задачу удержать инфляцию на таком уровне. Это очередные фокусы нашей статистики, которые негативно сказываются на населении. У нас инфляция, если иногда и снижается, то благодаря слабому внутреннему спросу - то есть, отсутствию денег у людей.
Последние новости