Книгу о геоглифах Тургая, построенных 2 800 лет назад, презентовали в Костанае

Артём МАРУСИЧ

1 декабря 2018, 17:29 |  Культура

Авторы книги «Ритуально-сакральные геометрические комплексы («геоглифы») Тургая» вручили по несколько экземпляров представителям костанайских библиотек. Презентация прошла в пятницу, 30 ноября, в областном историко-краеведческом музее.

Книга рассказывает о рельефных геометрических узорах на поверхности земли, два из которых - Уштогайский квадрат и Тургайская свастика - в 2017 году вошли в список сакральных объектов общенационального значения.

Над сборником работали 4 автора: Андрей Логвин, Алексей Нетета, Абай Сеитов и научный сотрудник КГУ и Института археологии имени А. Х. Маргулана Ирина ШЕВНИНА.

- Впервые информация об объектах, получивших позднее название геоглифы Торгая, была получена на общем собрании Оренбургской ученой архивной комиссии в 1909 году в докладе Б.А. Скалова, о чем в своем труде “Древности Киргизской степи и Оренбургского края” сообщил Жозеф-Антуан Кастанье, - рассказала она. - Скалов доложил о наличии в пределах Первой Наурзумской волости курганов, расположенных в ряд на одинаковом друг от друга расстоянии и образующих геометрические фигуры в виде треугольников и четырехугольников. В дальнейшем эти объекты не привлекли должного внимания исследователей. Ситуация изменилась в настоящее время, когда стали общедоступны аэро- и космоснимки. В результате изучения космоснимков, доступных в программе Google Earth, в 2007 году Дмитрий Дей нашел ряд геометрических объектов, самые известные из которых - это Уштогайский квадрат и Тургайская свастика.

Впоследствии значительную работу в изучении геоглифов провели сотрудники лаборатории археологических исследований КГУ. На момент написания книги было обнаружено 95 геоглифов, сейчас их уже более сотни.

- Зафиксированы в соответствии с методикой полевых исследований 69 объектов, два из них частично раскопаны, - сообщила Шевнина. - Именно эти объекты и представлены в данной книге. Объекты расположены относительно компактно, в пределах Торгайского прогиба, на высоких точках, имеют большие размеры - от 32 м до 680 м - и геометрическую форму.

67 памятников сооружены из курганообразных насыпей, два памятника - из валов. Из валов сооружены свастики. В группе геоглифов, сооруженных из курганообразных насыпей, по форме выделяются следующие: линия, крест, квадрат, кольцо. Все объекты выполнены из насыпей округлой формы диаметром от 5 м до 13 м и высотой от 5 см до 80 см. В пределах одной фигуры насыпи имеют примерно одинаковые параметры и расположены на одинаковом расстоянии друг от друг, о чем писали еще Скалов и Кастанье. Количество насыпей всегда нечетное. Из-за небольшой высоты объектов с земли эти фигуры практически не видны.

После презентации Ирина Шевнина ответила на дополнительные вопросы.

- Почему геоглифы так активно открываются?

- Это вообще новое направление в археологии. В мировой науке мы знаем только геоглифы Наска. Благодаря тому, что космоснимки стали доступны, любой может что-то найти. Первым как раз и был Дмитрий Дей, он пришел к нам в лабораторию в 2007 году, принес космоснимки. Мы такого не видели, удивились и решили поехать. Летом этого же года были раскопки Уштогайского квадрата - это была работа совместная с Деем, но потом пути наши разошлись.

- Почему у нас так много геоглифов в одном месте?

- Тургай - территория, где почти не пахали, практически не было целины, поэтому их хорошо видно. А на севере нашей области шла активная распашка в 60-е годы, видимо, поэтому геоглифов на юге больше. Скорее всего, очень много распахано было, как и обычных курганов. Хотя на севере области тоже есть геоглифы - например, возле Житикары большая линия из 23-х насыпей длиной почти километр.

- Сколько у нас всего геоглифов может быть? Вы их считаете?

- К примеру, никто не знает сколько в области или в стране курганов. Никто не задавался целью посчитать их все. Какой смысл? Люди умирали, их хоронили, это процесс бесконечный. Так же и с геоглифами - они будут находиться постоянно. Бессмысленно стремиться собрать их все. Их много. Будут попадаться - будем фиксировать, исследовать. Это такая плановая работа.

- Расскажите, как вы собирали информацию для книги? Это была не одна поездка?

- В книге результат нашей работы в период с 2007-го по 2018 годы. Мы здесь собрали результаты нашей полевой работы и наши научные статьи за 10 лет. Каждый год туда ездили, два гранта министерских выиграли на исследование. И это - только начальный этап. Еще очень много чего предстоит сделать. Нужно хотя бы один объект полностью раскопать - не одну насыпь, а весь. Мы же только предполагаем, что там может быть. Рядом с ними находятся погребальные объекты, курганы и целые погребальные комплексы. Чтобы проверить нашу гипотезу о том, что это ритуальные объекты, нужно проводить раскопки. Если это так, должны быть какие-то ритуальные костры, кости животных. А вдруг там вообще будет погребения? Почему нет? Может быть.

- Откуда в книге взялся возраст геоглифов - 2 800 лет? Что вы датировали, если там ничего нет?

- Для датировки применяли специальный метод OSL (оптическое датирование позволяет определить, когда минерал в последний раз находился на свету - “НГ”). Поскольку мы там ничего не нашли, датировали саму погребенную почву. При раскопках хорошо видно, где образуется насыпь. Брали образец, запаивали и отправляли в Пекин на анализ. Кошмой укрывались в 30 градусную жару, чтобы свет не попадал в шурф. При раскопках, к сожалению, не нашли органики. Только в одном объекте мы нашли косточку, ее отдали на радиоуглеродный анализ и он тоже показал ранний железный век.

- Какова точность ваших датировок? Их действительно насыпали не 200 лет назад?

- Анализ с разных объектов показал одинаковые даты. Метод точен, его активно применяют геологи для датировки слоев, где нет органики, а есть лишь минералы. Конечно, будет погрешность плюс-минус 50 лет, но когда мы говорим про тысячелетия - это уже не важно.

- Почему вы до сих пор не уверены в предназначении, происхождении геоглифов? 2 800 лет назад - это настолько давно, что о них нет упоминаний в письменности?

- Геоглифы мы называем "таинственными", потому что информации о них почти нет. Начали с письменных архивов, нашли Кастанье. И больше ничего, к сожалению. Поскольку это период гуннов, а про гуннов кто писал? Нужно ехать за рубеж, искать римские источники, китайские. К сожалению, у нас пока таких денег нет. С архивами работать в Китае, в Италии. Да и задача эта скорее историков, а не археологов.

- Что с охраной геоглифов? Судя по снимкам, рядом находятся населенные пункты?

- Да. Та же свастика - она прямо на краю поселка Урпек находится. Охрана - это больной вопрос всегда. Особенно когда объекты так далеко. Они же не рядом, не в Костанае, а в Торгае находятся. Мы следить за этим не можем, у нас нет таких полномочий. Можем только разговаривать с местным населением, объяснять. Свастике в Урпеке повезло, там хорошие жители, они не трогают объект. Вообще, конечно, с таким безумным интересом к геоглифам мы боимся, что там могут быть несанкционированные раскопки.

- Насколько геоглифы популярны во всем мире?

- Самый пик интереса был в 2014-2015 году, прямо какая-то истерия была. По поводу геоглифов писали все, и National Geographic - в том числе. Очень много тогда интервью давали мы и первооткрыватель Дмитрий Дей. На тот же Уштогайский квадрат туристы стали ездить, тропинки натоптали, жгут костры. Хорошо, хоть не копают. Там тоже рядом деревня Уштогай и местные жители следят, большое им спасибо.

- Можно ли ждать ваши новые книги о геоглифах?

- Наработаем материал - почему бы и нет.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА