В разбойном нападении на пенсионерку обвиняют трех жителей Костаная
Татьяна НАЗАРУК
Главное судебное разбирательство по этому делу началось сегодня, 18 сентября, в суде № 2 Костаная. Согласно материалам дела, напасть на Галину МЕНЯЕВУ и обезвредить ее электрошокером предложил отец троих детей Жаксылык АМИРОВ, который живёт с пенсионеркой в одной многоэтажке в районе КСК.
Мужчина предполагал, что в квартире Меняевой, которая работала кассиром-бухгалтером их кондоминиума, хранится большая сумма денег. В напарники для своей операции нападения он взял родственника Алмата САНДЫБАЕВА и коллегу по работе Анастасию БОРОВИНСКИХ. Однако в час Х что-то пошло не так.
5 июля 2018 года, около 10.00, в подъезд дома по ул. Кобыланды батыра вошла 31-летняя Анастасия Боровинских. Ей было поручено "забросить удочку" - заставить пенсионерку открыть дверь и попасть в квартиру. В сумке у Боровинских лежал электрошокер. Она постучала в дверь, представилась соседкой и стала спрашивать, как вызвать сантехника. Затем, воспользовавшись моментом, нанесла электрошокером удар пенсионерке в лицо, отчего та упала. Боровинских села на пострадавшую сверху и попыталась ударить снова.
Следом в квартиру проник Сандыбаев, но толком ничего не смог сделать, потому что Галина Меняева стала кричать. Грабители испугались и убежали. На следующий день их задержала полиция.
Всем троим предъявлено обвинение по ст. 192 ч. 2, п. 1,3,4 УК РК (разбой, совершенный группой лиц, с применением оружия и незаконным проникновением в жилище).
После нападения у Галины Меняевой обострились проблемы с сердцем, ей серьёзно повредили руку, необходима вторая операция, сейчас рука в гипсе.
После опроса подсудимых судьей Нурсеитом Абдировым выяснилось, что все имеют несовершеннолетних детей. У Амирова их трое, у Сандыбаева - четверо, у Боровинских есть 13-летняя дочь, которая больна эпилепсией и сейчас готовится к операции.
Амиров для участия в процессе попросил переводчика. Это очень удивило потерпевшую Меняеву, поскольку с ней Амиров ещё до инцидента без проблем разговаривал по-русски.
- А ты чего переводчика сюда привёл? Ты же прекрасно говоришь по-русски! - не содержала эмоций потерпевшая.
Этот факт действительно кажется странным, поскольку о преступлении Амиров договаривался с Анастасией Боровинских, которая не владеет казахским языком.
Амиров и Сандыбаев вину признают полностью, Боровинских - частично. Она отрицает факт использования электрошокера против пожилой женщины и не согласна с тем, что ей вменяют в вину физическое насилие.
- Я не сидела на бабушке и не била её, - пояснила свою позицию Анастасия Боровинских.
О том, что произошло в день нападения, первым рассказал Алмат Сандыбаев. Он уточнил, что с Амировым познакомился несколько лет назад, а с Боровинских - 3 июля, когда они втроём обсуждали план нападения и проверяли, как работают электрошокеры - с собой на дело взяли два аппарата.
- Амиров сказал мне, что есть женщина, старшая по дому, у неё есть деньги, - сообщил суду Сандыбаев. - Он же дал нам электрошокеры и сказал после связать потерпевшую. Боровинских в подъезд зашла первая, позвонила в дверь, я слышал, как они говорили. Сам я стоял на этаж ниже. Потом услышал звук электрошокера и поднялся. Зайдя в квартиру, закрыл за собой дверь. Женщина лежала на полу, Боровинских просто стояла рядом. Тут потерпевшая начала кричать, я ей рот прикрыл рукой. Но она не унималась, мы испугались и убежали.
По словам Сандыбаева, зачинщик этого действа Амиров не зашёл в подъезд, потому что увидел там знакомого и побоялся, что его опознают.
Как пояснила Боровинских, ей Жаксылык Амиров пообещал 100 000 тенге за то, что она напугает Меняеву и получит доступ в квартиру. Дальше действовать должны были мужчины, а Боровинских, по плану, могла уйти.
- Алмат должен был остаться в квартире, я - выйти и зайти Амиров, - рассказала подсудимая. - Когда мне открыли дверь, электрошокер не сработал и я толкнула бабушку. Она упала, я потом подбежала к ней...
- Извините, но это выглядит так, будто вы ей первую медицинскую помощь собрались оказывать, - прокомментировала слова Боровинских гособвинитель Гульмира КЕНЖЕТАЕВА.
С показаниями подсудимой Галина Меняева не согласилась полностью и заявила, что Боровинских все врёт - хрупкой молодой жещине не хватило бы сил толкнуть ее.
- Как ты меня, такую здоровую, могла толкнуть без электрошокера? - обратилась Меняева к подсудимой. - Кто ты и какая я? Меня мужик бы не столкнул. Я бы тебя там просто затоптала в своём коридоре, а теперь ты меня сделала инвалидом. Ты меня ударила электрошокером, перешагнула через порог, а потом, как пьяную, и толкнула. Я даже не ожидала, что девушка может на старуху кинуться.
Согласно заключению экспертизы, на лице потерпевшей были найдены ожоги, которые могли были быть получены в случае использования электрошокера. Так что этот факт часть показаний Боровинских опровергает.
Предполагаемый организатор нападения Жаксылык Амиров утверждает, что инициатором преступления стал сват Сандыбаев, который позвонил ему и рассказал о своём тяжелом финансовом положении.
- Он сказал, что нуждается в деньгах и предложил пойти у кого-нибудь что-нибудь украсть, - заявил Амиров. - Перед этим всем я встречался во дворе с Галиной Альбертовной, мы разговаривали. После предложил Сандыбаеву ограбить её. Несколько дней мы наблюдали за потерпевшей, вечерами она была всегда дома. Плана у нас ещё не было, но мы решили, что нам нужен третий человек. Я предложил Насте, так как ей нужны деньги.
Амиров рассказал, что изначально они хотели воспользоваться газовым баллончиком, но побоялись отравиться сами. Тогда решили взять электрошокеры, которые ему привезли "родственники из деревни".
Во время очной ставки Сандыбаев уточнял, что Амиров рассчитывал на сумму в 1,5-2 млн тенге. Но таких денег, как сказала потерпевшая Меняева, она не собирала даже за год.
Корреспонденту "НГ" Галина Альбертовна сообщила, что считает этот инцидент не просто разбойным нападением, а покушением на убийство.
- Они выбрали такой момент, когда все взрослые ушли на работу и дома остались одни старики и дети, - вспоминает она произошедшее. - Боровинских раз 7 ударила меня электрошокером, у меня все лицо было в крови. Я потеряла сознание, упала, сломала шейку плеча, у меня там все вырвано было. Сама бы она меня никогда не толкнула. Потом забежал Сандыбаев, сел сверху и стал душить, Боровинских держала меня за ноги. Я очнулась от того, что мне не хватает воздуха. Я даже закричать ещё не успела, когда почувствовала хэбэшную перчатку, которой мне зажимали рот.
Меняева не верит, что сосед хотел её просто ограбить. После действия электрошокера она бы все равно очнулась и увидела в квартире Амирова. Его женщина хорошо знает и с лёгкостью бы опознала.
Потерпевшая отметила, что до 5 июля с соседом у нее были хорошие отношения. Амиров часто приходил к ней и просил уладить дела с его долгами за коммунальные услуги, чтобы ему не отключали воду и отопление. Меняева соседу помогала.
- Мне сделали одну операцию на руку, вставали пластины, теперь надо делать вторую, но не здесь, а в Кургане, тут отказались оперировать - я могу не выдержать, - рассказала она. - Мне анестезиологи сказали, что будили меня 2 часа, наркоз тяжело переношу. От сердца теперь куча таблеток в кармане, меня вообще нельзя было электрошокером...
По словам потерпевшей, Сандыбаев просил у неё прощения и "валялся в ногах". Остальные подсудимые вину не признавали, но сейчас дают совершенно другие показания.
Галина Меняева заявила гражданский иск на сумму около 2 млн тенге, деньги необходимы на оплату второй операции.
Фото Татьяны НАЗАРУК
Последние новости