Единая система платежей за услуги - как это делается в Рудном
Евгений ШИБАРШИН
Два месяца назад «НГ» выяснила причины, мешающие введению в Костанае единого платежного документа за коммунальные услуги. Главным сдерживающим фактором оказалось недоверие к новой системе со стороны поставщиков услуг. Возможно, преодолеть эту преграду поможет опыт Рудного.
В начале 2014 года несколько молодых людей решили создать в Рудном Единый расчетный центр, который позволил бы платить в одну кассу не только за тепло, электричество и воду, но и за услуги детсадов, ПКСК, кабельного телевидения...
- В микрорайонах у нас 7 таких пунктов, ежемесячно оформляем более 38 000 единых платежей, - сообщил «НГ» сотрудник «Рудный ЕРЦ» Роман ТУРЛЫБЕКОВ.
Его коллега Егор КОНОНОВ рассказал, что услугодатели по заключенным с ними договорам предоставляют в кассы ЕРЦ номера расчетных счетов потребителей и размер их долга. Потребителю достаточно назвать в кассе фамилию и адрес. Оператор получает информацию из базы данных всех поставщиков, принимает деньги и выписывает квитанцию с отражением сумм оплаты по каждому услугодателю. Платежи поступают на счет ЕРЦ, на следующий день переводятся на счета поставщиков коммунальных услуг.
- Мы бы хотели развивать эту систему, как это делается в Алматы и Астане - чтобы на основе информации, полученной от услугодателей, мы формировали единый платежный документ и высылали его потребителям, - отметил Кононов. – В Екатеринбурге пошли дальше – объединили даже абонентские отделы всех поставщиков основных коммунальных услуг. У нас поставщики сейчас вынуждены много заниматься сбором платежей, тратя на это большие средства. Почему бы эту функцию им по аутсорсингу не передать одной компании, а самим заняться основной деятельностью? Расходы можно уменьшить, как минимум, на 40%.
Директор ТОО «Рудненский Водоканал» Анатолий ЗУЕВ на регулярность поступлений денег от ЕРЦ не жалуется. Он сообщил, что предприятие сотрудничает с ЕРЦ недавно, но через единую кассу уже поступает 40% платежей.
- Ежедневно к нам приходит около 1 млн тенге, - уточнил Зуев. – Вначале эту затею, как все новое, мы восприняли с недоверием. Сейчас видим, что она перспективна. Свои кассы пока не закрыли – считаем, что рановато, а дальше посмотрим.
Сотрудники ЕРЦ заверяют: зарабатывать на больших комиссионных им не выгодно. К тому же крупные поставщики услуг принимают платежи через ЕРЦ без комиссионных.
Касса ЕРЦ на одном из созданных ими пунктов – в здании учебного комбината ССГПО - принимает платежи за 16 услуг. Мы около часа понаблюдали за ее работой. В том же помещении есть кассы по приему платежей за тепло и горячую воду, за холодную воду, а также за вывоз мусора. Люди платили во все кассы, но больше предпочитали ЕРЦ.
- Общей кассой я пользуюсь с осени прошлого года, - рассказала Валентина ГАВРИЛОВА. – Очень удобно. Раньше приходилось ездить по всему городу, а сейчас за все можно заплатить в одном месте.
А вот пенсионер Николай ЛЯЛЬКО за тепло и горячую воду заплатил в отдельной кассе - так привык, да к тому же ему и спешить некуда, может постоять в нескольких очередях.
Сделать сверку по платежам достаточно просто - на сайте ЕРЦ. После того, как абонент там зарегистрируется и привяжет всех услугодателей к своему адресу, нужно набрать этот адрес и получить полную картину по всем услугам.
- Это аналог квитанции, - отметил Турлыбеков. И добавил: – Ту же информацию можно получить и у оператора в кассе ЕРЦ.
Важный момент - рудничан снабжают коммунальными услугами только частники. Как оказалось, им договориться между собой легче. Как сообщили «НГ» в отделе ЖКХ акимата Рудного, в создании ЕРЦ чиновники не принимали никакого участия. В Костанае поставщики тепла, горячей и холодной воды находятся в государственной собственности, их руководителям сложнее принимать решение о передаче функции приема платежей частным структурам. Сейчас потребители в основном платят деньги, ну и, как говорится, слава богу. А начнешь эту систему менять - еще неизвестно куда «вырулишь».
В Рудном более 38 000 платежей в месяц поступают через кассы ЕРЦ / Фото Евгения ШИБАРШИНА
Последние новости